Фото автора и Андрея Моисеенко.
На промплощадке второго рудоуправления продолжаются работы по реализации проекта реконструкция цеха погрузки № 1 обогатительной фабрики. Сегодня это один из самых масштабных объектов капитального строительства в ОАО «Беларуськалий».
Генподрядчиком по этому объекту выступает СУ-123 ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции», строители которого приступили к работам ещё летом 2015 года. Срок реализации проекта - чуть более двух лет. Ожидается, что уже в конце 2017-го - начале 2018 года продукцию потребителям будут отправлять из нового отделения погрузки.
Ответственным за организацию строительного производства, безопасное выполнение работ на цехе погрузки назначен прораб СУ-123 Владимир Дятел. Получив распределение после вуза в 2011 году в СУ-123, он участвовал в возведении объектов самого разного назначения: многоквартирные дома на улицах Судиловского, Ковалёва, Молодёжная, новый спальный корпус Республиканской больницы спелеолечения в Солигорске, ледовая площадка в Жодино, модернизация производств ОАО «Борисовдрев» и ОАО «Белцветмет».
- Строительство цеха погрузки № 1 для СОФ-2 второго рудоуправления представляет собой комплекс сооружений, - рассказал Владимир Дятел. - Он включает не менее 38 подъобъектов. И на каждом из них генподрядчиком выступает наше управление. После завершения всех строительно-монтажных работ будет построен новый корпус цеха с современным оборудованием. В настоящее время ведутся работы по устройству фундаментов цеха, фундаментов и монтажу металлоконструкций подобъекта «Мойка железнодорожных вагонов» (пути 3 и 4), фундаментов подобъектов «Галерея 19а и 10а» и «Устройство цеха погрузки. Навес». Выполняем устройство лестничной клетки перегрузочного узла № 7а, деревянных конструкций перегрузочного узла № № 8 и 8 а. Приступили к работам по устройству дорожного полотна под монтаж башенного крана, что позволит выполнять монтаж металлоконструкций для самого цеха погрузки, а также устройство кирпичной кладки (порядка 450 кубометров) и 240 квадратных метров перегородок. Кран также обеспечит монтаж технологического оборудования (бункеры, перегрузочные барабаны) и металлоконструкций подобъекта «Мойка железнодорожных вагонов» (пути 3 и 4). Будем использовать кран нашего УМС-108. Планируем в мае завершить его сборку.

На обширный фронт работ на новом цехе привлечены и другие филиалы стройтреста № 3: участок по производству и монтажу металлоконструкций СУ-149 (перегрузочные узлы № № 9, 10, 13, галереи № № 25, 22, 21, 27 – устройство, демонтаж и монтаж, в т.ч. и монтаж металлоконструкций самого цеха). СУ-149 также выполнит работы по устройству земельного полотна, отрывки и засыпки котлованов. На пескоструйных и отделочных работах в дальнейшем планируется задействовать СУ-137. Для устройства железнодорожных путей и рулонных кровель, установки башенного крана будут задействованы специалисты УМС-108.
Сегодня на объекте работает бригада плотников-бетонщиков СУ-123 Василия Дубицкого. Василий Михайлович - один из опытнейших бригадиров стройтреста № 3, заслуженный ветеран стройтреста № 3. Промплощадка РУ-2 для него - родная стихия. Здесь, если не каждый, то очень многие объекты построены или обрели вторую жизнь благодаря его стараниям. Это и регулярные ремонтные работы, и новое строительство на складах руды (увеличение их мощности), многочисленных эстакадах, реагентном хозяйстве, административно-бытовой корпус РУ-2; вынос градирни, склад № 5 (ремонт торцов и отмостки), склад мелкозернистого концентрата (вынос гаражей из поля застройки), кровельные работы и замена многопролётных деревянных арок складов и др.
Василий Михайлович на примере работы своей бригады убеждён, что уже давно следует пристальным образом обратить внимание на условия работы строителей. Проекты производства работ должны максимально учитывать условия действующего калийного производства, агрессивной промышленной среды, стеснённости. Многие работы строителям приходится выполнять на высоте, велик объём ручного труда. И всё это, считает бригадир, должно отражаться на корректирующих коэффициентах труда, учитываться ещё на стадии заключения договорных обязательств. И необходимо это, в первую очередь для того, чтобы строители в дальнейшем ещё более эффективно и производительно работали.
Как сообщил газете «Калийщик Солигорска» начальник отделения погрузки СОФ-2 Вадим Достанко, старое здание цеха погрузки было построено в годы основания второй фабрики, оно одно из старейших на площадке. «После проведения обследования конструкций здания экспертной комиссией было принято решение демонтировать его и построить новое, - продолжил специалист. - Возведение нового здания оказалось экономически более выгодным, чем реконструкция старого. Новый цех погрузки будет большей площади, что даст возможность оптимально разместить оборудование и улучшить условия труда коллектива. Здание строится из современных материалов, в том числе прозрачных полимерных, использование которых позволит сэкономить электроэнергию за счет использования преимущественно дневного освещения. Оборудование тоже полностью будет меняться. Основной акцент в оснащении цеха делается на современные аспирационные установки (пылеуловители), применение которых минимизирует выброс хлористого калия на территорию и в атмосферу. Все оборудование в цехе будет белорусского производства, к его техническим характеристикам предъявляются очень серьезные требования».
Производственные мощности и технология погрузки останутся прежними. По словам В.Э.Достанко, на данном этапе отделение справляется с объемами поступающих для отгрузки удобрений. В прошлом году ОАО "Беларуськалий" начало осваивать новые рынки - Шри-Ланка, Австралия, Новая Зеландия, где к качеству продукции предъявляются высокие требования. Для получения сертификата, позволяющего поставлять продукцию в эти страны, был проведен целый комплекс мероприятий, затрагивающих все стадии производства удобрений, в том числе и этап погрузки. Чтобы не допустить попадания в готовую продукцию каких-либо биологических примесей, устанавливались дополнительные ограждающие устройства, препятствующие проникновению на территорию цеха птиц и животных, устранялись строительные дефекты: герметизировались щели, отверстия, через которые могли проникнуть посторонние компоненты. Сегодня в отделении погрузки уверены в высокой экологичности отправляемой в дальние страны продукции.
По словам начальника отделения В.Э. Достанко, работы по реконструкции создают дополнительную нагрузку для коллектива цеха, но это не сказывается на конечном результате труда. Конструктивное общение с подрядчиками, согласованные действия технологических смен, ремонтного персонала позволяют оперативно справляться со всеми задачами.