Фото Андрея Моисеенко
15 июня 2017 года Советом главных архитекторов областей, районов и городов Республики Беларусь при Общественном объединении «Белорусский Союз архитекторов» и Советом ОО «БСА» была утверждена резолюция совместного заседания, прошедшего в Солигорске в июне 2017 года. Подробно это важное событие для градостроительной и архитектурной среды не только города, но и республики было освещено в «Строителе Солигорска» от 23 июня 2017 года. Изданию стала доступная полная резолюция, которую мы сегодня публикуем.
* * *
На совместном заседании Совета главных архитекторов областей, районов и городов Республики Беларусь при ОО «БСА» и Совета ОО «БСА» отмечен значительный объем работ, выполненный строительной отраслью Беларуси по преображению городов и сел республики, который привел к обновлению облика многих населенных мест. В этом ряду достойное место занимает Солигорск.
Город, который готовиться отметить свое 60-летие запоминается своим уникальным производственным «горным» ландшафтом, сочетанием стандартной застройки панельными зданиями и великолепным природным окружением. Вызывает уважение градостроителей бережное отношение к каждому дереву, сохраненному в ходе застройки. Сегодняшний Солигорск один из лучших городов советского периода, который проектировался и строился на научной основе.
Однако городу не хватает уникальных архитектурных объектов, в том числе зданий, реализованных по индивидуальным проектам. Один уникальный по архитектуре, строящийся православный собор, эту задачу не решает.
Основной проблемой Солигорска, как и многих других городов республики, является отсутствие свободных территорий для развития. В Солигорске эта проблема выражена особенно остро. Окруженный ценными производственными территориями и зонами отдыха с уникальным ландшафтом, город, в котором население с 20 тысяч увеличилось до 105 тысяч человек, город, который, является местом притяжения всего южного региона Минской области, фактически может развиваться только в западном направлении. Это подтвердило рассмотрение Советом первой редакции генерального плана Солигорска, представленного авторским коллективом УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА».
В ходе обсуждения проекта генерального плана высказаны следующие предложения, принятые единогласно всеми участниками заседания.
· Дальнейшее проектирование развития Солигорска вести с учетом сложившейся городской агломерации Слуцк-Солигорск.
· Генплан развития агломерации целесообразно дополнить проектами детальной планировки первой очереди строительства и эскизом застройки.
· Особое внимание обратить застройке центров двух городов уникальными зданиями и системе благоустройства, позволяющей создать общественные пространства для общения и отдыха горожан и туристов.
· При работе над генеральным планом Солигорска рассмотреть возможность размещения коттеджного городского строительства на прилегающих к городу территориях в направлении рудоуправлений - основных мест приложения труда для жителей города.
· Проекты детальной планировки первой очереди строительства должны быть актуализированы с учетом современных требований к организации жилой среды, изложенных в Градостроительной политике Республики Беларусь.
· Органам архитектуры содействовать формированию уникального и привлекательного облика Солигорска. Особое внимание уделить застройке и благоустройству центра: обогатить его архитектурный образ уникальным объектом; сформировать пешеходные пространства, насыщенные объектами обслуживания; обеспечить высокий уровень ландшафтного благоустройства.
· При дальнейшем развитии городов Солигорска и Слуцка выявлять архитектурно-градостроительные особенности каждого из них: историческое наследие, духовность, масштаб Слуцка; рациональность, высокие социальные стандарты, планировочная четкость и крупный масштаб застройки Солигорска. Создавать общественные пространства для общения и отдыха горожан и туристов, обогащая среду городов и их центров.
· При развитии жилых территорий считать приоритетной в Слуцке жилую застройку коттеджного типа и зданиями 2-4 этажа, а в Солигорске, с учетом нехватки территорий застройку индивидуальными зданиями повышенной этажности 6-9 этажей и акцентами до 20 этажей.
· Солигорскому районному исполнительному комитету и ОАО «Беларуськалий» предложить объявить архитектурный конкурс на создание архитектурных объектов для привлечения туристов на уникальные производственные территории комбината.
Застройка КПД – через поиск новых решений
Второй вопрос, рассмотренный на заседании Совета - развитие крупнопанельного домостроения в Солигорске на базе местного ДСК.
· Отмечена большая работа по модернизации предприятия, стремление руководства ДСК к внедрению модернизированных типов жилых домов, поиску новых проектных и конструктивных решений, решений по отделке фасадов зданий, бесшовных стыков панелей и многого другого.
· Рекомендовано в целях формирования качественной застройки вдоль городских улиц строительство зданий в конструкциях КПД осуществлять только с объектами обслуживания населения на первом этаже.
· ДСК продолжить работу по созданию жилых домов средней этажности 3-4 этажа без лифтов, домов с объектами обслуживания в первых этажах, поиску новых типов фасадных решений, сочетающих окна разных размеров, эркеры, лоджии и балконы на разных этажах одного дома, разработать угловые и поворотные секции.
· Для работ по модернизации привлечь проектные организации, имеющие опыт подобной работы.
Роль и место архитектора требуют перемен
Совет также посчитал необходимым в очередной раз обратить внимание руководства страны на ряд нерешенных проблем в области управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью.
1. С советских времен в нашей стране сохранен принцип административного подчинения главных архитекторов регионов и городов заместителям городских и районных исполкомов, главам администраций по строительству, и они являются, как правило, начальниками или заместителями начальников отделов.
На наш взгляд, функции главных архитекторов городов, районов, администраций районов в областных центрах гораздо обширнее, чем согласование проектов и участков под новое строительство. Это постоянный мониторинг состояния и развития городов и регионов в соответствии с генеральными планами и проектами детального планирования, забота об эстетике содержания существующего жилого, общественного и производственного фондов, о сохранении материального культурного наследия, благоустройства населенных пунктов и многие другие вопросы.
Во многих странах эти функции относятся к функциям министерства регионального развития и именно эти министерства координируют деятельность территориальных органов развития населенных пунктов и регионов.
Одним из проблемных вопросов градостроительной деятельности и осуществления контроля за реализацией градостроительной документации разных уровней и комплексностью застройки является сложившаяся в области ситуация с кадрами подразделений архитектуры и градостроительства, которая грозит потерей контроля за уровнем развития архитектуры и градостроительства.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 года № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию строительной деятельности», утверждено Положение о главном архитекторе области, города, района, района в городе (далее - Положение).
В соответствии с Положением главный архитектор района в городе является руководителем структурного подразделения в сфере архитектуры и градостроительства, имеет штамп для согласования разрешительной и проектно-сметной документации и несет персональную ответственность за реализацию государственной градостроительной политики на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.
Сегодняшнее положение архитекторов не соответствует статусу главного архитектора района (города), определенного Положением.
Кроме того, работая в одном лице, во время отпуска или болезни, архитектор района (города) не имеет права передать другому сотруднику подразделения на время своего отсутствия выполнение своих функций, определенных Положением. Данные обстоятельства вызывают обоснованные нарекания на работу структурных подразделений в сфере архитектуры и градостроительства.
Необходимо отметить, что в утвержденных штатных расписаниях администраций районов г, Минска должность архитектора района и вовсе отсутствует.
Учитывая функции главных архитекторов регионов и населенных пунктов страны, целесообразно административно подчинить их непосредственно председателям исполкомов. Должность главного архитектора должна соответствовать должности заместителя председателя исполкома.
В настоящие время в районных исполнительных комитетах республики вопросами архитектурной и градостроительной деятельности занимаются работники, не имеющие профильного архитектурного образования и соответствующей специальной подготовки. Так, например, в Витебской области только в трех (из 21) районах в отделах по архитектуре и строительству работают специалисты с высшим архитектурным образованием и в двух районах со средним специальным. Это противоречит п. 6 Положения о главном архитекторе области, города, района, района в городе, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 года № 223.
Отсутствие соответствующего статуса архитектурной службы при высокой ответственности, невысокая зарплата и низкое материально-техническое обеспечение (отсутствие оргтехники и автотранспорта, необходимых для оперативного решения вопросов) не позволяет привлечь для осуществления архитектурной деятельности дипломированных специалистов.
2. Согласно Положению о порядке проведения общественного обсуждения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее - Положение) необходимо обязательно проводить общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения «архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов)».
В условиях дефицита финансовых средств, выделяемых ежегодно на актуализацию и разработку градостроительной документации - по всем объектам строительства, расположенным в сельской местности (например; социальные объекты, инженерные сооружения и т.д.), что абсурдно и нецелесообразно.
В Положении также обязательным является проведение общественных обсуждений в форме комиссии «по проектной документации на благоустройство дворовых территорий», часто провоцирующие конфликтные ситуации между жильцами, а также местной исполнительной властью, депутатским корпусом, предусматривая реализацию проектов по благоустройству в соответствии с действующими нормативами.