Леокадия Викторовна была режиссёром киностудии «Беларусьфильм».
Подготовил к печати Александр Колесников.Фото из семейного архива Натальи Чижевской, дочери Л.В. Чижевской
В старших классах я впервые узнал о том, что в Минске у моей родной бабушки есть двоюродная сестра - Леокадия Викторовна Чижевская. По рассказам родных знал о ней немного. В моём юношеском сознании самым запоминающимся фактом её биографии была творческая стезя: Леокадия Викторовна была режиссёром киностудии «Беларусьфильм». В 1983 году киностудией был экранизирован замечательный роман Владимира Короткевича «Чёрный замок Ольшанский», а в 1984-м - снят художественный фильм для детей «Рыжий, честный, влюблённый» (о добром лисёнке Людвиге, который подружился с цыплёнком-девочкой Туттой Карлссон). Обе ленты режиссировала Леокадия Викторовна. А ещё раньше она в составе съёмочных групп работала над военными и военно-патриотическими фильмами «Западня», «Зимородок», «Время выбрало нас», которые стали классикой отечественного кинематографа. Их до сих пор нередко транслируют на белорусских телеканалах. Многие из них я видел, но представить себе не мог, что судьба меня сведёт с человеком, который принимал самое непосредственное участие в их создании.

Леокадия Викторовна Чижевская, 1950-е годы, у монумента Победа в Минске
С Леокадией Викторовной я познакомился ещё студентом-первокурсником, в 1999 году, когда приехал поступать на факультет журналистики БГУ. Я запомнил её очень отзывчивым, гостеприимным неординарным и искренним человеком с широкой душой. Между подготовками к зачётам и экзаменам я с удовольствием слушал занимательные рассказы об актёрских характерах и судьбах, режиссёрской кухне. Но среди этих рассказов самыми увлекательными и запоминающимися были воспоминания Леокадии Викторовны о её юности, которая выпала на самое начало Великой Отечественной войны, о её участии в одной из наиболее активных и боевых комсомольско-молодёжных организаций на Вилейщине в период Великой Отечественной войны - Вилейско-Куренецком подполье. В годы войны она стала связной отряда «Борьба», подпольщицей Вилейки и партизанкой отряда «За Советскую Белоруссию», была инструктором Вилейского подпольного горкома комсомола. Награждена пятью медалями.
…Леокадии Викторовны не стало 11 февраля 2013, на 89 году жизни, но живы её бесценные воспоминания о деятельности подполья, которое было широко развёрнуто против фашистских оккупантов. Её воспоминания в 1975 году были опубликованы в сборнике «Люди Нарочанского края. Воспоминания участников революционной борьбы и Великой Отечественной войны»:
- Война застала нашу семью в Белостокской области, куда незадолго до этого мой отец Виктор Иосифович был направлен на работу в качестве главного бухгалтера совхоза. 23 июня мы ушли на восток. Через два дня в четырнадцати километрах от города Слонима нашу колонну беженцев настигли гитлеровцы. Мы потеряли отца, младших брата и сестру. Оставшиеся в живых члены семьи - мать, братья Павел и Эдуард, я - решили пробираться на родину отца, в деревню Свиридовичи Сморгонского района, надеясь там встретить своих родных. Но наши надежды не сбылись: мы навсегда потеряли своих близких.
Чтобы как-то существовать, мы работали у местных крестьян. Я временно устроилась у Евгении Федоровны Корней. К ней часто приходила родственница Вера Александровна Рогач, жительница деревни Долгое, с которой у меня наладились дружеские отношения. Как и я, она была комсомолкой. Мы решили, что в это тяжелое для Родины время не можем сидеть сложа руки. Стали искать надежных людей. У Веры, как у местной, было больше связей, и она обещала познакомить меня с одним из организаторов партизанской борьбы в районе - Андреем Ивановичем Волынцом. Он с небольшой группой патриотов заходил в деревню Долгое. Семья Веры (мать Василиса Андреевна, сестры Рая и Валя, брат Валерик) укрывала партизан, помогала одеждой и продуктами. Партизанам нужны были подробные сведения обо всем, что происходит вокруг. Но тогда мне еще не удалось встретиться с А. И. Волынцом.
В партизанские группы, возникшие по инициативе местного партийно-комсомольского и советского актива, входили преимущественно бывшие члены Коммунистической партии Западной Белоруссии и Коммунистического союза молодежи Западной Беларуси. В районе Вилейки такую группу возглавил бывший член КПЗБ Андрей Иванович Волынец.
Он был уроженцем деревни Желтки Куренецкого района, членом КПЗБ с 1934 года. За участие в революционной борьбе против польских панов в 1935 году был осужден польским судом на пять лет тюремного заключения. В 1939 году его из тюрьмы освободила Красная Армия. Накануне Отечественной войны работал директором торфозавода недалеко от Вилейки (д. Желтки). Как только фашистские войска вступили на территорию района, он уничтожил оборудование предприятия, сплотил вокруг себя небольшую группу надёжных людей и начал борьбу с оккупантами. За боевые подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. Умер в 1965 году.
Весной 1942 года меня вместе с братьями Павлом и Эдуардом, с другими местными парнями и девушками гитлеровцы погнали в Сморгонь для отправки в Германию. По дороге мне удалось бежать. Скиталась по деревням, перебиваясь случайными заработками. Затем вновь была схвачена гитлеровцами и до отправки в Германию брошена в ошмянскую тюрьму. Пока не было эшелона, нас гоняли на ремонт шоссейной дороги Ошмяны - Сморгонь. Однажды во время работы наши ребята связали охранников, и мы убежали. Я добралась до деревни Долгое к Вере Рогач, чтобы узнать что-либо о А. И. Волынце. Мысль об установлении связей с партизанами не оставляла меня.
Вера сообщила, что недавно она встречалась с Андреем Ивановичем. Партизанам требовались связные, разведчики, и мне предложили устроиться на какую-нибудь работу в Вилейке. Я пошла на биржу труда. Так как я хорошо знала белорусский язык, меня направили ученицей машинистки в окружную управу. Потом работала секретарём-машинисткой в земельно-хозяйственном отделе управы. Здесь встретилась с Тэтей (Феклой Ивановной Хомчик, а в последствии Баслык). Она жила за городом, в рыбхозе, которым заведовал ее отец. Мы подружились. Я часто бывала у них дома. Она познакомила меня с партизаном отряда «Борьба» Михаилом Баслыком. От него я получала задания.
Чтобы иметь возможность в вечернее время ходить по городу, по совету партизан я записалась в кружок художественной самодеятельности. Мария Ивановна Дурейко, которая рекомендовала меня для участия в самодеятельности, познакомила со своим сыном Игорем.
(Продолжение следует)
