Мы продолжаем знакомить вас с материалами IV-й Международной научно-практической конференции «Методология и принципы ценообразования в строительстве. Инновационные технологии в строительной отрасли и их внедрение. BIM-технологии».
Фото Александра Колесникова
Мы продолжаем знакомить наших читателей с материалами IV-й Международной научно-практической конференции «Методология и принципы ценообразования в строительстве. Инновационные технологии в строительной отрасли и их внедрение. BIM-технологии». В опыте строительства ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» есть немало спортивных объектов. Самый знаменитый из них – «Борисов - Арена» на 13 тысяч зрителей, соответствующая требованиям УЕФА. Нашим специалистам, наверняка, будет интересна практика применения информационного моделирования зданий, которую применили коллеги из УП «Минскпроект». Рассказывает заведующий группой архитекторов этого предприятия Сергей Павленко:

- Современный стадион - это не только поле и трибуны, как многие себе представляют. Стадион «Динамо» - будущий главный легкоатлетический комплекс страны - сложнейшее сооружение с уникальными конструкциями, элегантным покрытием, высокотехнологичной спортивной инфраструктурой и комплексом внутренних помещений, насыщенных электроникой и современными инженерными системами. Проект полностью соответствует высшей категории по требованиям Международной ассоциации легкоатлетических федераций.
Работа над стадионом осложнялась тем, что объект имеет историко-культурную ценность. И одно из важнейших условий реставрации - сохранение исторических фасадов, а также аркады со стороны ул. Ульяновской и центральной арки на ул. Кирова.
Когда в феврале 2014 г. на градостроительном совете при главном архитекторе Минска было утверждено эскизное решение реконструкции стадиона «Динамо», руководство УП «Минскпроект» поставило перед авторским коллективом твердое условие - разработать проект и рабочую документацию с использованием ВIМ-технологии.
Реконструкция стадиона - очень сложный своеобразный проект: огромные площади, криволинейные поверхности, порядка 1 200 внутренних помещений общей площадью около 50 тыс. м кВ. на 7 уровнях (4 надземных и 3 подземных). Сейчас мы прекрасно понимаем, что выполнить такой проект силами AutoCAD, где все надо делать механически, просто было бы невозможно.
Перед авторским коллективом встала задача проектирования всех разделов в Revit - начиная с архитектуры и конструктива и заканчивая такими разделами, как сигнализация, системы контроля доступа и безопасности, автоматика и сети связи. Работа шла по классической схеме. Сначала мы, архитекторы, создали ЗЭ-модель в Autodesk Revit. Затем к ней подключились конструкторы: они проводят достаточно сложные расчеты по каждой части проекта, передают их архитекторам для корректировки модели.
Специалисты смежных отделов, подгружая архитектурную модель как подложку, наполняют здание сетями и оборудованием.
Сейчас 3D-модель со слоями информации обо всех отдельных образующих стадион элементах и о том, как они работают вместе в общей системе, находится в сети и обеспечивает возможность коллективной работы над проектом всех его участников. Она постоянно обновляется, постоянно доступна всем смежникам. Каждый специалист работает в своем подразделе, но центральный файл проекта единый. Кто-то внес изменение, сделал синхронизацию с центральным хранилищем проекта - и это сразу же видят все участники. 3D-моделирование предоставляет рациональную и очень удобную организацию более продуктивного обмена информацией в процессе проектирования, обеспечивая при этом тщательный контроль. Модель в любом месте можно посмотреть, сделать разрез, увидеть, например, встанет в конкретном месте то или иное оборудование либо будут мешать конструкции. Возможный конфликт обнаруживается сразу, сантехники видят оборудование технологов и наоборот, можно своевременно скорректировать проект. Программа автоматически координирует любые изменения в проекте, создает чертежи, составляет экспликации, считает площади и объем, формирует чертежи на листах.
На текущем этапе использования технологии BIM-модель не заменяет традиционный комплект чертежей, а служит лишь дополнением к привычной документации. Хотя в связи с появлением таких программ в целом надо менять подходы к проектированию и процесс передачи заданий. Сейчас заказчик получает 6 или 7 комплектов рабочей документации. Можно представить, сколько бумаги и леса можно сэкономить, если ограничиться электронной версией или хотя бы одной бумажной. Но смежники пока не готовы уйти от бумажного варианта, не говоря о заказчиках и строителях.
Хотя 3D-моделью вполне могут воспользоваться заказчик и генеральный подрядчик, чтобы точно понять, что они должны построить и каким образом. Кстати, специалисты стройтреста № 1, которые строят стадион, сначала заинтересовались программой, а затем пришли и попросили электронный вариант.
Теперь мы можем больше сосредоточиться на творческой стороне работы. Но это и не программа-автомат, как может показаться, главное действующее лицо процесса - все равно человек, программа всего лишь инструмент, помощник, дающий возможность все представить, увидеть, организовать. Нельзя сказать, что мы идем по пути ее освоения без проблем, и с некоторыми, надо признать, пока не смогли справиться. Кое-что пришлось доделывать в старом добром AutoCAD. Но уверен, что варианты решений найдем - это дело времени, опыта, наконец, совершенствования программ, понимания логики BIM-технологии. Возможности ее огромны, просто все надо досконально изучить и творчески подходить к процессу.
Проект реконструкции стадиона «Динамо» - первый, но достаточно серьезный BIM-опыт «Минскпроекта», который дал возможность специалистам ощутить реальные изменения в переходе от разрозненных чертежей к единой модели. Полученные знания в дальнейшем помогут оптимизировать процессы проектирования, повысить скорость и качество выпуска документации, а в идеале при более адресной поддержке руководства института - масштабировать технологию на деятельность все большего круга специалистов.
- Ещё раз могу повторить, что с двухмерным инструментарием мы не смогли бы запроектировать такой объект, как «Динамо». В частности, его покрытие, создающее тот образ нашего стадиона, который был принят всеми. Эскизный вариант мы выполнили в срочном порядке в 3D Max Design – давно известном продукте для высококачественной визуализации и демонстрации проектов, но для работы красивая картинка не годится. Только изучив инструменты построения сложных форм в Revit, нам достаточно точно удалось без особых проблем передать этот образ, главное, форма покрытия не пострадала.
В формировании объекта, кроме архитекторов, участвовали осветители, а также конструкторы, находящиеся в России и имеющие богатый опыт проектирования таких объектов и таких конструкций, с которыми не было проблем с передачей заданий и обменом данными, поскольку все работали в единой программной среде.
- BIM расширяет палитру инструментов для решения любой задачи.
Основной плюс технологии, по-моему, это совместная коллективная работа на конечный результат. Все участники видят работу каждого, согласовываясь друг с другом в интерактивном режиме. Большое дело, что для смежников технических специальностей, которым, в отличие от архитектора, в принципе тяжелее ориентироваться в пространстве, появилась возможность не только увидеть в объемной модели любую часть объекта, но и всегда что-либо подкорректировать и принять оптимальное решение. Именно от взаимодействия архитекторов, конструкторов и инженеров во многом зависит эффективность выполнения проекта, а программные продукты, реализующие технологию BIM, помогают этого взаимодействия достичь.
Проектирование в Revit - интересный и увлекательный процесс.
Например, можно не только посмотреть любую часть или точку проекта в трехмерном измерении, но и сделать несколько вариантов - мысль творческая постоянно прогрессирует.
В программе заложена фантастическая возможность вариантной проработки, поиска лучших решений. По сравнению с объемным проектированием старый добрый AutoCAD - электронный кульман, помощник при черчении на компьютере - кажется таким простым и бедным. Нельзя сказать, что он исчезнет полностью, он останется и, наверное, ещё долго будет выполнять свои функции. Люди консервативны. Трудно представить, что некоторые до сих пор чертят на кульмане. Но в свой время, увидев скорость выполнения чертежей в AutoCad, множество его противников поняли неизбежность перехода на компьютерное проектирование. Очевидно, что сегодня время становления BIM-технологий. И появление новых IT-инструментов должно стимулировать проектные организации по-новому взглянуть на свою работу и мотивировать людей, которые их осваивают.
Кто сейчас готов оставить компьютер и пересесть за кульман? Никто!
«С чего начать освоение ВIM-технологий?» - зададутся вопросом многие отечественные проектные и строительные организации. С обучения, конечно! И лучше довериться специалистам, имеющим в этом толк.
Сегодня рынок насыщен различным программным обеспечением для проектирования, анализа, расчетов, управления проектами и т. д. Но покупка - это только начало деятельности. Какие трудности ждут на этом пути?
Первая и самая главная проблема - человеческий фактор. Мы так привыкли к простым 2D CAD-системам, что никак не хотим с ними расставаться. Они такие простые и удобные, и, самое главное, это то пространство, где мы чувствуем себя как дома, все там знакомо. А тут к нам приходят с новыми решениями, интерфейсами, все это такое чужое. И не важно, что можно проектировать быстрее и точнее, важно лишь то, что никто не хочет прощаться со старым домом. А если посмотреть чуть назад, то там было что-то похожее. У проектировщика забирали старенький кульман, такой родной, и вместо него давали «холодный» компьютер…
История повторяется: у проектировщика забирают 2D-инструмент и дают 3D-инструмент. Как и тогда возникает главный вопрос: «А зачем мне это?». И сколько бы сейчас не приводить доводов, все они будут бессмысленные, пока проектировщик не попробует.
Как сделать так, чтобы он попробовал, но не просто попробовал, а раскрыл весь потенциал программного обеспечения? Его нужно обучить. Как показывает практика, если это сложное ПО, ничего хорошего из самообучения не выйдет. Самым правильным решением будет доверить обучение сотрудников авторизованному учебному центру. Ведь именно в нём центре можно будет получить знания, которые позволят быстрее освоить не только умение по работе с интерфейсом необходимого программного продукта, но и проконсультироваться по эффективному использованию его в своей работе. Все тренеры в таком центре сертифицированы компанией-производителем программного ПО, а это гарантия обучения. Кроме этого, все тренеры имеют практический опыт работы в реальных проектах, что отличает от курсов, на которых обучают либо студенты, либо преподаватели вузов, которые зачастую являются просто теоретиками.
Следующим шагом внедрения, после обучения, будет пилотный проект. Лучше всего выбрать уже выполненный проект в 2D и перевести его в 3D. Во время выполнения пилотного проекта будут выработаны основные принципы работы с программным обеспечением, разработаны шаблоны, созданы и наполнены библиотеки и т. д. После обучения проектировщик еще не готов самостоятельно выполнить пилотный проект, поэтому ему нужна техническая поддержка на всех этапах. И эту техподдержку лучше всего доверить специалистам, имеющим опыт внедрения. Уже есть множество примеров внедрения в компаниях Беларуси.