Наружные и внутренние стены всех объектов СКК-1 по проекту были предусмотрены в кирпичном исполнении, общий объем кирпичной кладки составил более 30 тысяч кубических метров.
Генрих Бурсов,ветеран предприятия
Продолжение.
Начало в № № 27, 26, 9 (2015 г.), № 45, 49 (2014 г.).
Наружные и внутренние стены всех объектов СКК-1 по проекту были предусмотрены в кирпичном исполнении, общий объем кирпичной кладки составил более 30 тысяч кубических метров. Для ее выполнения требовалось выставлять на фабрике и других объектах большое число строительных лесов. Подобное конструктивное решение тянуло за собой необходимость выполнения более 100 тысяч квадратных метров трудоемких мокрых процессов – штукатурки и, соответственно, малярных работ. Работа крайне непроизводительная, требующая огромных затрат ручного труда и соответствующей концентрации большого количества рабочей силы. Причем все эти работы пришлись на пусковой 1963 год.
Для кровельного покрытия четырех складов соли впервые в СССР были применены деревянные клееные полуарки, весом 12 т, расстояние между цельными арками составляло 3 м. Каждый склад перекрывался 25 арками. Их изготовление осуществлялось в приспособленном для этой цели Солигорском ДОЦ, где были установлены специальные монорельсовые пути для передвижки и вывозки готовых полуарок. Кровельное покрытие по этим аркам было запроектировано крайне неэффективно. Оно состояло из досок рабочего (40мм) и защитного (25мм) настилов. Индивидуальная прибивка каждой доски, на общей площади склада 5000м, требовала больших трудоемких затрат и была сопряжена с опасными, с учетом техники безопасности, приемами их набивки.
Неквалифицированным решением оказалось и устройство антикоррозийной защиты на железобетонных зумпфах из винилопластовых листов на главном корпусе обогатительной фабрики. Из-за разных коэффициентов температурного расширения защитных материалов и железобетона после первой же проверочной заливки зумпфов солевым рассолом винилопластовые листы покоробились и пришли в полную негодность. Пришлось их в спешном порядке убрать и обшить зумпфы листовой сталью. В проектах покрытия технологических галерей были предусмотрены железобетонные плиты покрытия ПГ длиной 2,5 м "лапша", как их называли в строительном обиходе. Монтаж этих плит требовал большего количества трудозатрат и непроизводительного машинного времени монтажных кранов. Следует отметить, что абсурдность этого решения была быстро понята проектировщиками, и плиты по ходу строительства первого комбината заменили на деревянные доски. Серьезным доводом против использования этих плит послужило также их коррозионная неустойчивость в условиях агрессивной солевой среды по сравнению с конструкциями из дерева.
Неэффективным также было проектное решение кровельного покрытия складов сильвинита, а также необходимость выполнить огромные объемы кирпичной кладки на всех объектах СКК-1. Указанные вопросы в процессе последующего строительства второй очереди СКК-1, а также объектов СКК-2, СКК-3 нашли более эффективные решения, а на СКК-4 проектом было решено полностью уйти от кирпичных стен, заменив их навесными панелями.
Но при строительстве первой очереди СКК-1 реализация перечисленных трудоемких проектных решений вызвала привлечение большого количества рабочих, значительных трудовых затрат. Резко возросла роль инженерных служб треста №3 и СУ-122 в выявлении путей сокращения сроков строительства.
Существенную роль в создании инженерного направления в строительной отрасли Солигорска внес главный инженер треста Ковалевский А.И., назначенный на эту должность в 1961г. Он, опираясь на технический задел, ранее созданный (1959 – 1961г.г.) бывшим главным инженером треста Яремченко Г. В., быстро вник в суть дела и сумел наладить целенаправленную работу технических служб треста, направив их усилия на обеспечение досрочного ввода 1 очереди СКК-1 в эксплуатацию.
Обладая незаурядными практическими и теоретическими знаниями в области строительных конструкций, производстве изделий сборного железобетона и, хорошо разбираясь в технологии строительных работ, Ковалевский А.И., прекрасно знал экономику строительства. Это позволило ему досконально разобраться в непростой обстановке пускового комплекса СКК-1, определить проблемные вопросы и стать бесспорным лидером среди инженеров стройки. Под его руководством было организовано первое в республике производство деревянных клееных арок, сложных железобетонных конструкций, например, плит перекрытий КЖСЛ, сборных железобетонных балок покрытия НИИ-200.
Солигорские строители одними из первых в республике внедрили большепролетные предварительно напряженные конструкции из сборного железобетона, в том числе фермы, балки - складки.
Изготовление непосредственно на объектах СКК-1 сложных железобетонных колонн для таких объектов, как солемельница, здания подъемных машин, ЦМС, др. потребовало больших организационных усилий линейных инженеров стройки во главе с Ковалевским А.И.
Большое внимание специалистов уделялось организации сооружения непростых строительных конструкций, предусмотренных проектами на объектах СКК-1. На производственных советах треста, с участием ведущих специалистов, рассматривались проекты организации строительства сложных монолитных фундаментов в зданиях подъемных машин и технологических тоннелей главной вентиляторной, шахтных стволов, непрерывное бетонирование оснований и чаш сгустителей, свайных фундаментов на цехе смешения взамен бетонных, устройства скатных рулонных кровель на складах сильвинита. Проводимые производственные советы стали настоящей инженерной школой солигорских строителей. На них, на конкретных примерах разбирались технические ошибки, причины их появления. При необходимости проводились проверочные расчеты конструкций, устройство которых вызывали опасения их несущей способности, изучалась свежая техническая информация. Здесь можно было получить исчерпывающие пояснения при возникновении сложных ситуаций, спорных технических вопросов и проблем. Встречи ведущих специалистов треста с линейными работниками превращались в настоящую техническую учебу, которая в конечном итоге тоже содействовала досрочному вводу 1-ой очереди СКК-1.