Серьезное внимание уделялось рационализаторской работе. Например, по инициативе инженера Ковалева М.В. в цехе "смешения и погрузки соли в железнодорожный транспорт" были перепроектированы монолитные фундаменты на забивные свайные.
Генрих Бурсов,ветеран предприятия
Продолжение.
Начало в № № 28, 27, 26, 9 (2015 г.), № 45, 49 (2014 г.).
Мы продолжаем цикл публикаций бывшего главного инженера стройтреста № 3 Генриха Валентиновича Бурсова, трудовой путь которого начался в нашем коллективе в 1960 году со старшего инженера производственно-технического отдела, в период, когда зарождалась промышленная инфраструктура Солигорска.
Серьезное внимание уделялось рационализаторской работе. Например, по инициативе инженера Ковалева М.В. в цехе "смешения и погрузки соли в железнодорожный транспорт" были перепроектированы монолитные фундаменты на забивные свайные. Это техническое решение, выполненное с помощью специалистов минского Института ИСИА, позволило на год сократить срок строительства цеха. На строительстве резервуаров мазутного хозяйства ТЭЦ для исключения течи при оштукатуривании железобетонных стеновых панелей и днища резервуаров по предложению начальника участка Воронова В.С. в состав раствора были включены пиритовые огарки, что позволило сократить срок их строительства. Активными рационализаторами были инженеры Стрельцов В.А, Кузьмик Г.В., Атрушкевич М.И., Конойко Н. К., Гук Н.Е. и другие ИТР. Всю эту перечисленную работу организовывал и возглавлял Ковалевский А.И., который, можно смело утверждать, стал основателем инженерной школы солигорских строителей.
Среди других специалистов, которые создавали солигорские традиции в строительстве, необходимо отметить следующих. Один из первых управляющих стройтрестом №3 был Храмцов Л.С, проработавший в этой должности с 1961 по 1964 г.г. Он обладал профессиональной памятью, хорошо знал строительное производство и, отлично разбираясь в людях, быстро находил с ними общий язык и взаимное понимание. По инициативе Храмцова Л.С. был проведен ряд кадровых изменений, усилено инженерное направление, на ряд должностей были выдвинуты выросшие в Солигорске специалисты, установлены деловые контакты с минскими субподрядными головными организациями. Используя свой богатый производственный и жизненный опыт, Храмцов Л.С. быстро завоевал авторитет у местных строителей, заказчиков и городского руководства. Большая работа проводилась Храмцовым Л.С. по развитию строительной базы. На проектную мощность вышли производства, изготавливающие сборный железобетон, асфальт, началось создание Солигорского крупнопанельного домостроения.

Храмцов Леонид Степанович
Проводимые Храмцовым Л.С. балансовые комиссии организаций треста стали настоящей школой для местных специалистов. На них, на высоком профессиональном уровне, рассматривались экономическая, производственная и социальная деятельность подведомственных тресту предприятий. На конкретных цифрах и примерах отмечались положительные достижения, а также издержки и недостатки. Выводы по результатам деятельности содержали точную, справедливую критику и ни в коем случае не унижали специалистов. После подобных балансовых комиссий экономическая работа в организациях заметно улучшалась.
В короткий срок в коллективах треста была создана спокойная деловая обстановка, исключена имевшая ранее место нервозность, во всех организациях треста укрепилась производственная дисциплина и организована целенаправленная работа, обеспечившая досрочный ввод 1 очереди СКК-1 в эксплуатацию. В целом продуманная и уверенная деятельность Храмцова Л.С. в качестве управляющего стройтрестом №3 создала эффективные предпосылки для последующего развития строительной отрасли в Солигорске.

Ковалев Михаил Васильевич
В 1962 г. на стройку прибыл на должность начальника СУ-122 Ковалев М.В. (в 1964 г. он был назначен управляющим трестом). Знакомясь с объектами, он оперативно разобрался с положением дел, безошибочно выявлял узкие места, проявлял нетерпимость к бесхозяйственности и разгильдяйству, допускаемыми отдельными ответственными специалистами, в том числе прорабами и мастерами. Эта тема заняла ведущее место на оперативных совещаниях инженерно-технических работников, собраниях коллектива, где четко определялись задачи по исправлению недостатков. "Твердую руку" нового начальника коллектив почувствовал сразу. Произошел перелом в организации работ и подготовке объектов к их сдаче в эксплуатацию. Повысилась культура производства, установлен разумный и твердый порядок. Девиз "все для субподрядчика" стал главным на строительной площадке.
Деловитая требовательность Ковалева М.В. позволила улучшить снабжение строящихся объектов строительными материалами и конструкциями. Наладились рабочие отношения со службой заказчика СКК-1, в основе которых была положена спокойная рассудительность, объективная аргументация и верность данному обещанию. Хорошие инженерные и экономические знания, завидная целенаправленность, широкая эрудиция позволяли Ковалеву М.В. успешно решать важные для стройки вопросы. Особое внимание уделялось сметным вопросам. К инициативе, даже ошибочной, он относился доброжелательно, учитывая, что активно проявляющий себя специалист ошибается чаще, чем инертный, безынициативный человек.
Например, при строительстве объектов СКК-1 прорабы столкнулись с серьезными издержками в ценообразовании. Проставленные в ряде смет цены не учитывали в полном объеме фактические затраты строителей за выполненные работы согласно проекту. При плановой ревизии завод ЖБИ треста не смог объяснить причин большого перерасхода цемента при изготовлении товарного бетона и изделий сборного железобетона для строящихся объектов на площадке СКК-1. Проверка показала: на рабочих чертежах СКК-1, где указывались характеристики бетонов, применяемых при устройстве всех видов конструкций (полы, фундаменты, колонны, балки, плиты, др.) проставлялась марка бетонов от 100 до 300 и в обязательном порядке указывалось В/Ц (водоцементное отношение) равное 0,4 - 0,5. Это было предусмотрено с целью повышения плотности бетона и соответственно защиты конструкций от коррозионного воздействия агрессивной солевой пыли. Но проектировщиками не было учтено, что с применением указанного в проекте водоцементного отношения, увеличивается расход цемента при изготовлении конструкций и, что при этом соответственно растет прочность бетона.
В сметах же фактические расценки за один кубометр бетона, применялись согласно существующих ценников в зависимости только от указанных проектных марок бетонов без учета В/Ц.
Речь шла о значительных финансовых суммах, не учитываемых в выполнении плана строителей и завода. Разница, которую теряли строители при выполнении бетонных работ и заводчане при изготовлении конструкций, была очень существенной. Большие некомпенсируемые потери строители несли также при устройстве мягких рулонных кровель на четырех складах сильвинита. Существующие в то время нормы СНИП не предусматривали уклонов, которые фактически создавали применяемые согласно проекту деревянные арки. Можно сказать и о других финансовых потерях, которые несли строители. Под всеми фундаментами зданий и сооружений проектом предусматривалась щебеночная подготовка с проливкой битумом. При выполнении этих работ фактический расход битума превышал нормативный. Контрольные замеры в присутствии заказчика показали двойной перерасход битума. Составленные соответствующие документы и утвержденные в установленном порядке ликвидировали сметные потери строителей.