Беседа с Михаилом Андреевичем Павлющиком, ветераном войны и труда.
Фото Андрея Моисеенко
ГВАРДЕЕЦ РОДИНЕ СЛУЖИЛ
С Михаилом Андреевичем Павлющиком, ветераном войны и труда, мы познакомились прекрасным апрельским утром, когда каштаны распустили свои изумрудные листья, а тюльпаны уже ярко алели у стройтреста №3, напоминая о приближающемся празднике – 9 мая. Настроение у ветерана тоже было весеннее, встретил нас радушно, увидев фотографа, достал из шкафа свой парадный пиджак со множеством наград – бросились в глаза Орден Отечественной войны, медали «За победу над Германией», знак гвардейской дивизии, ещё 10 медалей, среди которых и «Ветеран труда». В этом пиджаке он собирается идти на праздник в кафе «Янус» 7 мая, чтобы ещё раз увидеть ровесников, тех, кто, как и он, пережил все тяготы и муки войны…

А застала она Михаила Андреевича в его родимом селе Городок Червенского района. В 1941 году ему было только 14, но дни жестокой фашистской оккупации врезались ему в память навеки.
– В нашей семье было девятеро детей – 5 братьев и 4 сестры. Батька Андрей Васильевич сразу стал связным партизанского отряда Королёва. Ну, а мы с братьями собирали для него сведения – мальчишкам легче было наблюдать за тем, что делается в немецких гарнизонах в Смоловке, Устье… Немцы укреплялись – делали окопы, блиндажи, а наши партизаны развернули диверсионную деятельность – пускали под откос паровозы, подрывали мосты, нападали на немецкие гарнизоны. Слава о партизанском отряде им. Героя Советского Союза Сумченко гремела по всей Беларуси. А фашисты жестоко мстили мирному населению за подвиги их родных – партизан, калёным железом пытались выжечь всякие попытки к сопротивлению.
– В наших краях много деревень немцы попалили вместе с жителями – Лочин, Лихтарёво, Скустики,– печально вспоминает Михаил Андреевич, – Из Скустиков был мой дядька Иван – тоже сожгли фашисты вместе с семьёй. Сейчас молодому поколению трудно и представить, в каких условиях мы жили в годы оккупации – голод, разруха, коров всех истребили – у кого фашисты отобрали, кто партизанам отдал… Рады были нищимной картошечке…
Жестокость фашистов только укрепляла волю людей к сопротивлению, желание изгнать врагов с родной земли.
Михаил с братьями постоянно были начеку, собирая сведения о том, где базируются фашисты, сколько и какое у них вооружение, где строятся укрепления… Строили их немцы и на берегу реки Березины. Сведения об этом срочно сообщили партизанам.
– Не успели фашисты воспользоваться этими дотами,– вспоминает Михаил Андреевич. – Мощное стремительное наступление нашей армии, поддержка партизан и местного населения, которое знало все возможные пути бегства коварного врага, помогли всем миром одолеть фашистскую навалу.
Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков Михаил встретил уже взрослым юношей. Отец Андей Васильевич ушёл сражаться на фронт почти сразу же, судьба пощадила его – он вернулся с Победой домой… А вот брата Сергея, который был с 1926 года, всего на год старше Михаила, убили почти в первом же бою…
Чуть позже, в самом конце войны, наступил и черёд Михаила влиться в ряды победителей, освободителей Европы от фашистской чумы. 5 лет прослужил он в гвардейской дивизии инженерных железнодорожных войск, в отряде, который обеспечивал доставку вооружений на фронт. Ему выпала служба восстанавливать мосты и переправы, вновь строить железные дороги, разрушенные в ходе войны. Он был бойцом тыла, сопровождал и грузил всё, что нужно для фронта, для Победы, а в душе его горела неукротимая ярость против фашистских захватчиков, желание отомстить изуверам, которые столько людей загубили в его краю.
– Мы всеми силами помогали фронту, прокладывали дороги, готовили пути к передвижению войск. Нас бомбили, обстреливали, рядом погибали солдаты, мои фронтовые друзья. Несмотря ни на что, мы грузили в поезда снаряды, технику, всё необходимое для армии.
Закончил службу Павлющик в Брянске, так и не дождавшись отправки в Японию… Вернулся в родные места, а там – голь, нищета и разруха. Но в руках у Михаила, как говорится, всё горело – в 23 года срубил себе хату в родном Городке, привёл туда молодую жену – Марию Афанасьевну. Четверых детей родили и воспитали они в своей семье. Как глава немаленькой семьи, Михаил Андреевич усердно добывал хлеб насущный – в колхозе «Ляды» работал кузнецом, был знатным плотником.
– Своими руками срубил не менее ста хат для земляков, делал всю плотницкую работу на строящихся коровниках, свинофермах… Работы хватало – а платили слабо, рублей по 80 – 100 в месяц…Тяжело было восстанавливаться после военной разрухи.
Михаил Андреевич тяжело вздыхает, кажется, перед его внутренним взором прокручивается длинная лента воспоминаний о всех невзгодах, что выпали на его долю. Но они не ожесточили его, не отняли желания жить и работать. И сегодня, спустя многие десятилетия, это тот же приветливый, искренний, трудолюбивый человек. Память его всё так же крепка и конкретна:
– В 1975 году брат Саша написал мне из Солигорска, позвал на работу в УМС-108. И вот, поверьте, как будто другая жизнь мне тут открылась – через год дали вот эту большую квартиру. Зарплата была хорошая – всё время работал на водопонизительной станции, обслуживал все калийные рудники. Потом тоже ответственная работа была – заплётчиком тросов, без них ни в крановом хозяйстве, ни в подъёмных машинах – никуда…
В коллективе УМС-108, где Михаил Андреевич трудился до самой пенсии, о нём не забывают, помогают ветерану, чем могут:
– Я очень благодарен своим бывшим коллегам, за то, что в своё время помогли мне дачу перекрыть, сделали колонку, поставили новую газовую плиту в квартире…
Жилище ветерана на момент нашей встречи явно требовало хотя бы косметического ремонта, но Михаила Андреевича беспокоило другое :
– Окна тут поизносились, продуваются ветром, заливает воду, отчего бывает и плесень, да и рамы на балконе совсем ветхие. Оттого зимой, бывает, замерзаю…Правда, негреющие батареи райисполком заставил всё же прочистить коммунальщиков, да будь я помоложе, я б может и сам тут ремонт сделал, но сегодня мне уже 84-ый годок пошёл…
С тех пор, как ушла из жизни в 1985 году его незабвенная супруга, разъехались дети, Михаил Андреевич всё меньше думает о личном уюте. Он живёт заботами своих шестерых внуков, десятерых правнуков, и чаще думает о прошлом, чем о будущем…
Думать о том, как скрасить нынешние дни ветеранов должны мы, наследники великой Победы: и руководство УМС-108, и шефствующие ребята из СШ №6, и органы социальной защиты райисполкома… И просто все окружающие люди – все мы находимся в неоплатном долгу перед живущими Солдатами Победы.