Соб. инф.
Фото Александра Колесникова
Научно-образовательный центр охраны труда и промышленной безопасности Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» в ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» провел обучение по программе повышения квалификации «Обеспечение пожарной безопасности». Организатором выступила служба охраны труда предприятия во главе с начальником Анатолием Кашляком. Слушателями стали начальники, главные инженеры и заместители начальников филиалов. По окончании обучения, обусловленного изменениями в законодательстве, слушатели сдали зачет.
- За последние 16 лет объекты строительства пережили три серьезных смены правил пожарной безопасности, - сообщил слушателям стройтреста № 3 заместитель начальника научно-образовательного центра ОТиПБ ГУО «Республиканский институт высшей школы» Руслан Давидовский. - В 2002 году, вместо правил 0586, вышли правила пожарной безопасности 209-2002. Третье изменение законодательства произошло в этом году.
Преподаватель привел нетипичные для Беларуси цифры пожаров и анализ по ним. Негативные цифры, к сожалению, выросли. Так, по состоянию на 11 апреля 2018 года всего в Беларуси случилось 1758 пожаров против 1573 в 2017 году; чрезвычайные ситуации техногенного характера – 1573 (1758); из них пожары – 1571 (1754); погибло людей – 157 (213) – за 3,5 месяца это много (причины – небезопасное использование электронагревательных приборов, печного отопления, небезопасное курение); в том числе детей – 1 (1); травмировано на чрезвычайных ситуациях – 83 (100); в т.ч. числе на пожарах – 81 (98); уничтожено строений – 209 (253).
На начало апреля 2018 года растут цифры возгораний в природных экосистемах: уже более 50 по всей Беларуси. Им характерны три основные причины: неосторожное обращение с огнём, небезопасное курение и применение огня в быту. При утверждении действующих сегодня правил 01-2014 серьёзно обсуждался вопрос, нужно ли включать в правила требования по обращению с огнём, особенно в быту. К сожалению, ежемесячные сводки говорят о том, что рано отказываться от таких требований в документах. Примеров много: когда два человека пытаются разрезать бензобак с остатками топлива внутри; когда человек с сигаретой переливает ацетон и получает ожоги более 50% тела… Эти ситуации наглядно говорят о том, что наш человек открытый огонь применять не умеет. Более 800 случаев можно определить, когда в быту применяется открытый огонь. Это только основные из них, когда может быть применен огонь. Но наш человек идёт ещё дальше: разогревает, например, солярку на газовой плите… Прописать это всё в правилах невозможно. МЧС здесь рассчитывает на здравый смысл людей и самостоятельную заботу о собственной безопасности, а не потому, что действует законодательство.
Преподаватель назвал основные причины пожаров, происходящих в Беларуси: в 60% случаев – неосторожное обращение с огнём, в 30% - нарушение монтажа и эксплуатации оборудования и отопления, 10% - иные причины. Всего же в 2017 году случилось 5290 пожаров. Абсолютное количество пожаров за последние 7 лет снизилось. В начале 2000-х годов цифра пожаров составляла до 15000.
Нормативные правовые акты в области обеспечения пожарной безопасности на сегодня выглядя достаточно стройно. Большую помощь здесь играют документы, которые действуют для конкретных мероприятий, как например, в части проверок, Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510. Он подробно излагает все требования к проведению всех проверок, мониторинга, всех видов профилактической деятельности любого надзорного органа. В последнее время активно говорят о либерализации. Требования к проверкам изменены. И об этих новациях также рассказали нашим слушателям.
НПА в части обеспечения пожарной безопасности – Декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
НПА в части иных требований – НПА областных, Минского городского Совета депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.
В области обеспечения пожарной безопасности преподаватель обратил внимание слушателей на ТНПА в сфере строительства и реконструкции, ремонта и модернизации (техрегламенты, нормы пожарной безопасности, технические кодексы установившейся практики, стандарты, строительные нормы и правила), в сфере эксплуатации (правила пожарной безопасности, ведомственные документы, иструкции).
МЧС одно из первых реализовало требования по доступу к НПА и ТНПА через такие полезные ресурсы, где можно не только посмотреть, но и скачать документ: tnpa.by (можно мгновенно определить действует ли документ или отменен, заменен), 112.by, pravo.by, а также stn.by, sferatb.by, niipb@mchs.gov.by (на данный адрес можно направить любое предложение по внесению изменений в отдельные документы, все они рассматриваются).