25 апреля 2020 года, накануне Дня труда и 75-летия Победы Великой Победы, состоялось открытие обновленной Тропы здоровья, которая теперь стала многофункциональной трассой: прогулочной для пешеходов, тренировочной, а также для проведения соревнований среди любителей лыжероллерного спорта. Еще до открытия ее облюбовали скейтеры, роллеры, велосипедисты, семьи с колясками, дети на самокатах, люди старшего поколения.
Эскизы трассы разработали специалисты УП "Калийпроект", съемку участка выполнила маркшейдерская служба ОАО "Беларуськалий". Все строительные работы выполнило ОАО "Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции" (СУ-149, ЭМУ, ЗЖБК). Финансирование всего проекта осуществило ОАО "Беларукськалий". Заказчиком работ выступило СГУПП "ЖКХ "Комплекс".
- Сегодня мы не только открыли обновленную трассу, но и на республиканском субботнике привели в порядок прилегающую территорию, - сказал на церемонии открытия трассы генеральный директор ОАО "Беларуськалий" Иван Головатый. - От этого настроение еще радостнее. Еще до начала работ жители нашего города переживали, было много разных. Однако, пройдя днем или вечером по этой трассе, видишь радостное настроение людей, которые сюда приходят с детьми. Мне вдвойне приятно, что на протяжении всей работы нашего предприятия мы сохраняем добрую традицию и торжественно открываем знаковые места для города Солигорска. И это место непременно таким станет. Это долгожданный объект. Еще три месяца назад это была почти лесная тропа со своей спортивной жизнью. Возникла идея сделать хорошую лыжероллерную трассу с учетом современных тенденций, где могли горожане заниматься активными видами спорта. А вообще идея выросла из желания сделать здесь биатлонную трассу. Пока же она превратилась в лыжероллерную. Зима у нес еще впереди. Думаю, появится у нас здесь и биатлонная. При наличии снега, конечно. Здесь с пользой могут провести время и пожилые люди, пройдя по лесу, подышав сосновым воздухом. Приятно, что здесь можно видеть много молодежи, а это значит у них есть желание обучаться активным видам спорта и укреплять иммунитет, что немаловажно в нынешней непростой ситуации. Слова благодарности выражаю губернатору Минской области Александру Турчину, потому что благодаря, в том числе, его одобрению, его поддержке нам удалось этот проект реализовать. Не скрою, изначально были возмущения по поводу укладки асфальта в лесу, но сегодня это уже одно из востребованных по посещаемости и любимых мест времяпрепровождения и активного образа жизни. Особые слова благодарности выражаю строителям стройтреста № 3, которые в самые короткие сроки, работая в две смены, в выходные дни, несмотря на погодные условия февраля и марта соорудили эту замечательную трассу. Мы планировали завершить работы к нашим важным праздникам - Дню труда и Дню Победы. И трасса стала хорошим подарком к этим датам. Уверен, что трасса понравится и гостям, потомучто наше предприятие продолжает шагать со своим брендом "Солигорск - местрождение гостеприимства". Думаю, что под ним появится еще не один объект в Солигорске. Здоровья всем и в добрый путь.
Символический ключи по случаю открытия трассы Иван Головатый вручил спортсменам и жителям нашего города. От лица спортивной общественности градообразующего предприятия ключ принял Артем Брагинец, горнорабочий очистного забоя подземного горного участка Краснослободского рудника Второго рудоуправления, серебряный и бронзовый призер республиканских зимних спартакиад работников нефтехимической промышленности, многократный победитель соревнований по лыжному спорту и биатлону круглогодичной спартакиады среди коллективов предприятий и организаций Солигосркого района.
Почти в центре города, но в лесном, сосновом массиве, появилось место, где можно развивать активные виды спорта и отдыхать. Трасса - это три круга тренировочного маршрута с односторонним движением, а также еще один дополнительный круг без привязки к дистанции.
Начальник участка СУ-149 стройтреста № 3 Денис Денисов, ответственный за организацию строительного производства и безопасное ведение работ на объекте, рассказал сетевому изданию str3.by об особенностях строительства:
- Согласно проекту в основу трассы заложен почти стандартный "пирог", который достаточно распространен при закладывании тротуаров и пешеходных дорожек: слой из 25 сантиментов песка, почти столько же щебня. Это достаточно основательная конструкция, рассчитанная на ту нагрузку, которая будет на трассе: пешеходы, велосипеды, лажероллеры, роликовые коньки, самокаты. Устройство именно такой конструкции стандартно для заездов во дворы, благоустройства прилегающей территории под асфальт. Трасса также рассчитана на то, что будет выдерживать нагрузку не тяжелой снегоуборочной техники, весом до 3,5 тонн. Непосредственно следующие слои "пирога" состоят из нижнего, выравнивающего или чернового (4 см) и верхнего, чистового (4 см) асфальтобетонного слоев каждый из которых технологически укладывались в разное время и в подходящих погодно-климатических условиях.
С финишным слоем бригада дорожных рабочих Ивана Ягелло из СУ-149 справилась по всей трассе за неделю, работая на разных захватках. Это достаточно короткий срок, учитывая то, что в бригаде с виброкатками всего 7 человек. К слову, асфальтобетонную смесь для чистового слоя изготовил и поставил Завод железобетонных конструкций стройтреста № 3, а для чернового - ДРСУ-166. Как сообщил сам бригадир, на нижний слой ушло более 1100, а на верхний 800 тонн асфальтобетонного покрытия.
Начальник участка СУ-149 также развеял некоторые мифы, обсуждаемые в соцсетях касательно того, что корни деревьев вдоль трассы могут со временем ее деформировать: "Этого не произойдет по той причине, что по обеим, сторонам трассы от леса на почти метровую глубину вертикально в специальную узкую траншею укладывалась резиновая транспортерная лента шириной 80 см, - говорит Денис Денисов. - Ее основное назначение - не позволить корневой системе проникнуть в "пирог" трассы и деформировать ее. В общей сложности толщина разных технологических слоев трассы не менее 50 см, а эта лента закладывалась ниже".
Также изначально проектом предусматривалось устройство трассы на месте, где уже была пешеходная активность и где не было деревьев. "Т.е. при строительстве по внешнему конутуру трассы, как это может заметить каждый любитель провести здесь время, ни одно дерево не пострадало. Лес был просто очищен, были спилены ветви деревьев, свисающие над трассой на высоте 6 метров. На этом же уровне прорежена крона сосен по высоте осветительных мачт, чтобы и вечером здесь было уютно. Эта работа была закреплена за специалистами городского ЖКХ".
Входная группа на трассу со стороны ул. Заслонова, от здания милиции, представлена тротуарной площадкой, которая предназначена для судейского помещения и проката инвентаря, крытых навесов для транспорта. На протяжении всех трассы установлено 34 скамьи. Планируется, что на этой же площадке будут и общественные туалеты.
Удачное решение строители реализовали на пересечении пешеходных лесных троп, тротуаров и пешеходных переходов из мелкоштучной тротуарной плитки, пересекающих трассу, через устройство ограждений в целях безопасности именно пешеходов и велосипедистов, которые перед таким ограждением должны спешиваться. Это особенно актуально в период проведения соревнований. Сперва строители думали, что это будут предупреждающие знаки, но они были бы малофункциональны и остановились на ограждении. Тротуары в лесу проложены по основным уже существующим лесным тропинкам.
Проект уникален тем, что строители вели проектирование параллельно со строительством, завершили его в сверхсжатые сроки и максимально сохранили озеленение. К слову, о нем. Его обеспечило Крестьянско-фермерское хозяйство "Зеленая Хвоя" из Кобрина, озеленение которого украшает такие объекты ОАО "Беларуськалий" или объекты, финансирование которых оно осуществляло, как санаторий "Березка", Детский оздоровительный лагерь "Дубрава", инженерно-лабораторный корпус "Беларуськалия", реконструкция стадиона "Шахтер" и сквер "Семьи, любви и верности". Прогуливаясь, обратите внимание, что на внутреннем контуре трассы во многих местах высажены кусты пузыреплотника калинолистного и магонии падуболистной. Их цветение придаст этому месту еще больший колорит.
Подготовка под озеленение - также дело трудолюбивых и заботливых рук бригады озеленителей Ольги Суховер из СУ-149, которые создали убранство, чистоту и уют на трассе. По внешнему и внутреннему контуру трассы они делали вертикальное черновое и чистовое планирование земли, распределение растительного плодородного грунта, уборка мусора и засев обочин трассы травой. В работах на разных этапах и участках работ было задействовано от 5 до 7 человек бригады. В основном это женщины. И трудились они и 7 марта, и в продленку, и по субботам. "Будь-то асфальт или плитка, но если по бокам от них не убрано и нет порядка, то и восприятие от такого объекта никакие, - сказала одна из рабочих бригады Суховер. - Наша задача - создать его, придать завершенный вид, чтобы глаза радовались".
Основные работы по устройству оснований под трассу трассы, тротуаров, площадок выполнила комплексная бригада Николая Арешко из СУ-149, где, к слову работает, и сын Николая - Игорь Арешко.
В ближайшее время на трассе, а также по бокам он нее на столбах появится разметка, указывающая направление движение. Пока из разметки есть обозначение пешеходной части, старта и финиша маршрута. В перспективе, как отметил на открытии трассы старший инструктор по спорту ОАО "Беларуськалий" Валерий Головастый, в точке "Старт-финиш" и промежуточным точкам для проведения соревнований может быть установлено оборудование, позволяющее фиксировать по выдаваемым участникам соревнований чипам, какое точное расстояние они проехали.
В лесной зоне от малого круга трассы расположена workout-площадка. Еще одна такая также появится во внешнем, лесном контуре трассы. Как отметили на открытии, трасса будут использоваться и зимой, для проведения соревнований по лыжным гонкам. Если, конечно, со снегом повезет. Не исключено, что в перспективе на трассе появится и биатлонная инфраструктура. Время покажет.
Теперь самое важное - своевременная и качественная эксплуатация трассы, уход за ней работниками коммунального хозяйства, и бережное отношение к ней горожан.