Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за разъездной характер работы. беседа с начальником отдела по организации и нормированию труда аппарата дирекции Т.В. Дорошенко.
Разъездной характер работы: ответы на актуальные вопросы
Работа многих наших строителей осуществляется на объектах значительно отдалённых от базы расположения предприятия. С целью определения единого подхода в установлении и выплате надбавки за разъездной характер работы работникам ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» с 1 мая 2011 г. в ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» вводится Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за разъездной характер работы. Наш собеседник — начальник отдела по организации и нормированию труда аппарата дирекции Т.В. Дорошенко, один из разработчиков данного Положения, рассказывает о целях этого нормативного документа, его особенностях, условиях установления и выплаты надбавки за разъездной характер работы, о её размере.

— Настоящее положение разработано в соответствии со ст.99 ТК РБ и на основании постановления Совета Министров РБ от 26.05.2000 г. № 763 (с изменениями и дополнениями) «Об условиях, порядке и размерах выплат надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства, полевое довольствие», — начала нашу беседу Татьяна Викторовна.
— В чём основная цель Положения?
— Настоящее положение утверждается с целью компенсации повышенных расходов работникам при выполнении работ на объектах строительства, расположенных вне места жительства, при поездках сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемого участка.
— На какие объекты распространяется действие Положения?
— Данное положение распространяется на объекты строительства, по которым проектно-сметной документацией и договором строительного подряда предусмотрен разъездной характер работ, а также на объекты строительства, по которым проектно-сметной документацией и договором строительного подряда предусмотрено командирование работников, в случае если работник ежедневно возвращается к месту жительства.
— Татьяна Викторовна, что согласно Положения относится к существенным условиям установления и выплаты надбавки?
— Прежде всего, она устанавливается при одновременном и обязательном наличии четырёх условий. Во-первых, работник состоит в трудовых отношениях с нанимателем (в лице генерального директора - для руководителей и специалистов, в лице руководителя филиала – для рабочих). Во-вторых, расходы нанимателя, связанные с выплатой надбавки за разъездной характер работы данному работнику должны компенсироваться заказчиком. В-третьих, данная надбавка устанавливается при наличии средств в сводном сметном расчете на возмещение заказчиком затрат, связанных с разъездным характером работ. Четвёртое обязательное условие — поездки сверх установленной продолжительности рабочего времени на объект строительства на расстояние более 80 км. в оба конца за один день. Хочу обратить внимание на то, что если одно из вышеперечисленных условий не выполняется, надбавка за разъездной характер работы не устанавливается.
— Поясните, кто относится к категории работников, которым устанавливается надбавка за разъездной характер работы.
— К ним относятся рабочие, выполняющие строительно-монтажные работы, и руководители и специалисты, осуществляющие постоянную организацию производства строительно-монтажных работ.
Перечень профессий, должностей и категорий работников, которым может выплачиваться данная надбавка, определен в Приложении 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 9 октября 2000 г. № 15.
— Татьяна Викторовна, расскажите о порядке установления и выплаты надбавки.
— Решение об установлении надбавки за разъездной характер работ принимает руководитель филиала, руководствуясь условиями, о которых я сказала выше. В отдельных случаях, с разрешения генерального директора, руководитель филиала имеет право принять обоснованное решение об установлении надбавки за разъездной характер работ при наличии условий, которые отличаются от оговоренных Положением.
Решение об установлении надбавки оформляется приказом по филиалу. Её выплата производится на основании отдельного табеля, подтверждающего разъездной характер работ. Учет фактически отработанного времени (дней) в условиях разъездного характера работ осуществляет: по рабочим — линейный ИТР (мастер, прораб), по руководителям и специалистам — непосредственный руководитель. Расчет и начисление надбавки за разъездной характер работ производится бухгалтерией филиала.
— И, пожалуй, самый актуальный вопрос — размер надбавки. От чего он зависит?
— Надбавка за разъездной характер работ устанавливается в размере:
- 40 % от нормы суточных, установленных нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени (дней) пребывания на объекте строительства, если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства;
- 50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках, с учетом фактического времени (дней) пребывания на объекте строительства, если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.
По решению руководителя филиала надбавка за разъездной характер работы может быть увеличена за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации: до размера нормы суточных, установленных нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, — если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства; до размера нормы суточных при однодневных служебных командировках, — если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства. Условием увеличения надбавки для рабочих является перевыполнение установленных минимально допустимых норм выработки свыше, чем на 110%, и при соблюдении требований трудовой и производственной дисциплины. Для руководителей и специалистов — условия определяются руководителем филиала.
— Спасибо за содержательную беседу и ответы на вопросы, волнующие многих строителей и инженерно-технических работников, которые трудятся на дальних стройках.