Материал о завершении масштабной реконструкции Слуцкого льнозавода.
Фото Андрея Моисеенко.
Сегодня мы снова возвращаемся к теме модернизации ОАО «Слуцкий льнозавод» (её выполняют специалисты ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции», генподрядной организацией был определён слуцкий филиал предприятия СУ-55).
Поводом к данной публикации послужили не промежуточные итоги строительно-монтажных работ, о которых мы уже писали, а завершение масштабной реконструкции завода. Известно, что на прошлой неделе его посетил помощник Президента Республики Беларусь, Главный инспектор по Минской области Николай Корбут.
Как сообщил «Строителю Солигорска» главный инженер СУ-55 по производству Виктор Радкевич, в настоящее время подписывается государственный акт ввода завода в эксплуатацию. Он же нам рассказал о стадиях робот на объекте, об отличившихся коллективах СУ-55 и стройтреста № 3 и, конечно же, об ощутимых результатах реконструкции.
Напомним, острым сигналом к реконструкции производства стал резонансный визит Президента А.Г. Лукашенко на ОАО «Слуцкий льнозавод». Дело в том, что, несмотря на высокую позицию Беларуси в мировом производстве льноволокна, наша страна имеет незначительную долю в экспорте льна, в первую очередь - из-за низкого качества продукции. Большая часть белорусских тканей экспортируется в виде сырья и полуфабрикатов в страны, которые дорабатывают нашу продукцию и обеспечивают конкурентоспособность своих готовых изделий за счёт низких цен закупки в Беларуси. Вот почему руководство страны так ратует за модернизацию и реконструкцию отечественных льнозаводов.
- Реконструкция Слуцкого льнозавода с установкой высокотехнологичной линии французского производства «Depоorterе» по выработке льноволокна включала в себя три пусковых комплекса. Первый из них - производственный корпус, технологическая установка, насосная станция, канализационная насосная станция, водонапорная башня, а также инженерные сети, благоустройство и озеленение, проезды и площадки - был сдан в июле. Второй - склад готовой продукции, навесы для техники, четыре шохи, здания волокноотделительных машин, инженерные сети, дороги, проезды, благоустройство и озеленение территории - был готов в августе 2014 года. В настоящее время завершён третий этап, куда вошли наружные теплотрассы и котельная.
Производство уже работает более двух месяцев, запущен цех в основном корпусе с новой технологической линией.
Сейчас выполняются доводочные работы, наладка котельной. Осуществлён пуск теплотрассы после ремонтно-восстановительных работ, где также была выполнена замена давно устаревших коммуникаций. Наведён полный порядок на объекте - строители его полностью благоустроили, сделали подъездные пути.
- Какой из трёх пусковых комплексов был самым трудоёмким?
- Трудоёмкость была связана в целом со сложными условиями работ и с заменой инженерных коммуникаций этого производства, ведь строители здесь последний раз делали что-то капитальное более 40 лет назад. Но, пожалуй, самым сложным было обоснование инвестиций в реконструкцию завода. Общий объём строительно-монтажных работ изначально составлял 204 млрд. руб. Учитывая просьбы заказчика, проектные, технические и технологические решения, возникшие в ходе строительства, мы вышли на стоимость в 30 млрд. больше первоначальной. Это связано с тем, что в процессе реконструкции возникли многие другие дополнительные виды работ, изначально не запланированные и не предусмотренные на стадии обоснования инвестиций. Это, например, существующие здания завода, дополнительная установка 5 км дорожного борта. Или, например, многократно больше против первоначального проекта УМС-108 стройтреста № 3 уложило асфальта на территории завода и др. Соответственно, стоимость строительства выросла, и всё это нам пришлось обосновывать. На что нами были составлены сметы, дефектные акты, их утвердил заказчик и они были согласованы с проектным институтом.
- Виктор Николаевич, как коренной случчанин и строитель, скажите, что конкретно данная реконструкция даст заводу?
- Во-первых, мне приятно, что одно из самых старых производств на Случчине получило вторую жизнь, а иметь к этому непосредственное отношение - приятно вдвойне. Во-вторых, с вводом новой линии более, чем в два раза увеличились мощности завода: если в 2013 году в среднем в месяц льнотресты перерабатывалось 300 тонн, то в сентябре этого года уже 640. Среднемесячная выработка льноволокна тоже выросла: если в 2013 году она ровнялась 85 тоннам, то в этом за 9 месяцев - 190 тонн льноволокна. В-третьих, смонтированная высокопродуктивная автоматизированная линия по производству льноволокна обеспечит повышение качества продукции и доход предприятию. В-четвертых, что немаловажно, повысилась производительность труда специалистов завода. Одним словом, сегодня это производство совершенно нового уровня. Его реконструкция и модернизация, среди прочего, позволили значительно улучшить культуру производства и технологическую дисциплину работников. Добавлю, что внимание, которое в своё время было уделено заводу на высшем государственном уровне, было оправданным и своевременным.
Самое интересное - начинка производственного корпуса. Разделом «Технологические решения» экспертного заключения по обоснованию инвестирования и была предусмотрена установка в реконструируемом здании цеха костроплит французской линии фирмы «Depoortere». Импортная линия способна вырабатывать в час 2000 кг длинного и короткого льноволокна.
- В 1972 году именно строителями СУ-55 был введён в эксплуатацию льнозавод. В 2013 году ненеральным подрядчиком на реконструкции льнозавода, что символично, выступил слуцкий филиал стройтреста № 3. Кто из этого управления принял наиболее активное участие в реконструкции завода?
- Здесь в процессе строительно-монтажных работ - и на начальной, и на заключительной стадиях - были задействованы многие бригады СУ-55. Наиболее значимый вклад в реконструкцию завода внесли бригады плотников-бетонщиков Алексея Криводубского, Сергея Сумара, Юрия Палатинского. Среди линейных инженерно-технических работников, отвечающих на объекте за организацию строительного производства, безопасность работ, с самого начала трудились старшие мастера Олег Демьянок и Виталий Клименков, опытный прораб Анатолий Букетов, внесший большой вклад в реконструкцию завода. Прораб Букетов, кстати, за 20-летнюю деятельность в СУ-55 возвёл не один промышленный объект на территории Слуцкого сахарного комбината. Так что, случчане могут быть уверенными: завод реконструировали надёжные люди.
Производство льнопродукции - одно из традиционных и экономически важных видов деятельности в развитии сельского хозяйства Беларуси, обеспечивающее перерабатывающую промышленность сырьём для выработки волокна, различных текстильных изделий и растительного масла. Именно поэтому в Беларуси предпринимается ряд государственных мер и решений по модернизации льняной отрасли. Только за первую половину 2014-го года на эти цели направлено более 574 млрд. руб., при этом в проекты по модернизации льнозаводов уже вложено более 300 млрд. рублей. До 2015-го года должно быть модернизировано 18 льнозаводов, 6 из них (в том числе и Слуцкий льнозавод) обновляются в этом году. К 2015 году в Беларуси из ныне действующих 40 льнозаводов должно остаться 25.
- Как на данном объекте, в условиях сжатых сроков, параллельного проектирования, СУ-55 сработалось со смежными и специализированными организациями стройтреста № 3?
- В процессе стройки мы сталкивались с рядом сложностей. Одна из них - документация оставляла желать лучшего, проекты были не до конца проработаны. Тем не менее, все возникающие по ходу строительства вопросы мы оперативно решали с проектным институтом и нашими субподрядными организациями. Это, в первую очередь, УМС-108, СУ-137, СУ-149, ЭМУ и СМУ.
Большой объём земляных работ в сложных и стеснённых условиях завода выполнили специалисты управления механизации и спецработ № 108. Это отрывка котлованов под фундаменты для многих объектов. Например, им пришлось отрывать тоннель внутри старого производственного корпуса, заниматься устройством буронабивных свай, учитывая высокий уровень грунтовых вод, так как буквально в двухстах метрах от объекта находится речка.
В не менее сложных условиях приходилось выполнять работы по бетонированию подземного технологического 80-метрового тоннеля в производственном корпусе, где смонтирована новая автоматизированная линия. Важность тоннеля трудно переоценить: там выполнена обвязка отдельных блоков с инженерными коммуникациями, соединяющих отдельные блоки в линию. УМС-108 выполнило большой объем земляных работ на данном тоннеле, на замене на новые многих инженерных сетей завода, процент износа которых был максимальным.
На врезках к ним хорошо сработала комплексная бригада УМС-108 Александра Тараника, который владел ситуацией и выполнял все необходимые виды работ на коммуникациях, особенно учитывая огромное количество изношенных существующих сетей, обеспечивающих жизнедеятельность завода, начиная от водопровода и канализации, заканчивая электросетями.
Не меньший объем работ УМС-108 выполнило на установке дорожного борта и асфальтировании территории завода. Частично в этом участвовало СУ-149. Специалисты этого управления также осуществляли монтаж металлоконструкций и профлиста шох – складов завода.
СУ-137 хорошо справилось с отделочными работами на котельной завода.
Большой объём работ по монтажу сантехсистем и оборудования выполнили специалисты СМУ стройтреста № 3, а электромонтажники из ЭМУ – на всех сетях электрообеспечения. Они отвечали за запуск всех объектов и корпусов, за слаботочные сети. Кстати, сигнализация на объекте довольно серьёзная. Это связано с довольно серьёзными пожарными требованиями, так как производство является пожароопасным. Но наши электромонатжники с достоинством выполнили порученные им задачи, как и сантехмонтажники, потому что здесь имеется активное пожаротушение, особенно в главном корпусе, на насосной станция второго подъёма. Сантехмонтажники к тому же подставили нам плечо помощи и на работах в котельной.
Всё это сделано строителями стройтреста № 3 для того, чтобы существенно улучшить продуктивность Слуцкого льнозавода.
Волокно льна, как известно, обладает уникальными потребительскими свойствами: лен высоко гигроскопичен, т.е. хорошо впитывает капельную влагу и одновременно быстро ее отдает, высыхает; на льняных волокнах не образуется зарядов статического электричества; степень полимеризации целлюлозы льна в 2-3 раза выше, чем у хлопка, поэтому он гораздо прочнее, более стоек к разрушению на свету и выносит большее количество стирок, в процессе носки он не желтеет и не стареет, а только становится белее и приятнее. А также льну свойственны бактерицидные свойства. Это делает лён полезным для здоровья человека, а изделия из него - удобными в употреблении.