Александр Колесников.
Фото автора.
23 марта 2021 года в большом зале ОАО "Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции" состоялась встреча прокурора Солигорского района Олега Авдея с коллективом строителей. Встреча прошла с участием генерального директора Сергея Дрожденюка, его заместителей, начальников филиалов стройтреста № 3, руководителей отделов и главных специалистов аппарата дирекции и филиалов организации.
Прокурор рассказал о надзоре в исполнении законодательства в Солигорске в 2020 году и остановился в cвоем выступлении на вопросах состояния законности.
"Криминогенная ситуация в минувшем году оставалась стабильной: снизилось количество совершенных преступлений, как и общее количество, так и по линии уголовного розыска, - сообщил прокурор. - Вместе с тем имелись отдельные негативные моменты. К сожалению, впервые за последние 5 лет в районе и в области отмечает рост погибших граждан от внешних причин: возросло количество убийств, увеличилось количество граждан, погибших в результате пожаров и дорожно-транспортных происшествий.
Существует проблема производственного травматизма и гибели работников на рабочих местах. Бороться с ними нужно сообща.
Если в прошлом году правоохранительные органы профилактикой правонарушений еще занимались, то общественные формирования с учетом эпидемиологической ситуации работу эту приостановили. Думаю, что это было обосновано, так как обеспечивать здоровье граждан - первоочередная задача государства.
Что касается роста убийств, то одной из основных причин совершения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан по-прежнему остаётся пьянство. Порядка 80% таких преступлений совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Контингент преступников довольно разнообразен, но, тем не менее, совершают такие преступления, как лица ранее судимые, таки и не имевшие существенных проблем с законом.
2 из 7 убийств совершено на почве семейно-бытовых отношений. В этой связи мы видим одну из проблем, которая существовала, существует, с которой нам нужно сообща бороться. Действительно, в прошлом году проблема насилия в семье с учетом пандемии, когда люди стали больше времени проводить в замкнутом пространстве, обострилась. Поэтому сообщения в правоохранительные органы о семейных скандалах поступали довольно часто. Реагирование на них в последнее время довольно жесткое. Но есть одна проблема, когда граждане, по-большому счету, сами не хотят какой-либо помощи: где-то стесняются, где-то боятся агрессора. В этом случае без участия общественности мы никак не решим эту проблему. У нас существуют психологические службы, куда могут обратиться жертвы насилия. И эта работа движется, так как сами люди осознают проблемы, связанные с домашним насилием и обращаются все больше и больше к психологам. И это первый, важный этап в решении этой проблемы, - обращение к специалистам за помощью, чтобы решить проблемы на профилактическом уровне. Если специалист не поможет, тогда привлекаются правоохранительные органы с применением административного воздействия. Этот ресурс мы используем. Хотя настоящее время законодательством предусмотрен порядок возбуждения и начала административного процесса, а также возбуждения уголовных дел по делам, не составляющим большую общественную опасность, а точнее - с причинением легких телесных повреждений, только по заявлению пострадавшего лица. Исключения в этом правиле составляют, когда прокурор имеет право начинать административный процесс без заявления потерпевшего лица и возбуждать уголовное дело. Мы довольно активно используем это право, особенно, когда видим, что ситуация в семье происходит не случайно, когда это не единичный случай, а не когда конфликт исчерпал себя. Когда семейный конфликт превращается в систему и в нем используются такие подручные средства, как ножи и вилки, поэтому в таких случаях, чтобы своевременно предупредить совершение более тяжкого преступления мы возбуждаем уголовные дела и поручаем органам внутренних дел начать административный процесс. Таких случаев довольно много. Но в преимущественном большинстве жертвы насилия не хотят обращаться в правоохранительные органы. Здесь очень актуальной будет помощь наших граждан. Не оставайтесь к этой проблеме равнодушными.
Еще одна проблема в плане семейно-бытовых конфликтов: семьи, в которых проживают лица пожилого возраста со своими трудоспособными детьми. Эти дети (очень часто сыновья) нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками и живут за счет пенсии своих родителей. К сожалению, с их стороны очень часто применяется как физическое, так и психологическое насилие в отношении своих родителей. Тоже родители в большинстве случаев никуда не хотят сообщать. Да, это их дети. И в этой ситуации сообща мы также должны оказать таким потерпевшим старикам максимальную помощь, не проходить мимо. К сожалению, не миновали нас случаи с летальным исходом: в прошлом году было зарегистрировано убийство пожилой женщины её трудоспособным сыном. Эта женщина никуда не обращалась, чтобы защитить себя. Ее все устраивало, хотя ситуация на самом деле серьезная. Выражаю просьбу в своих трудовых коллективах не проходить мимо таких случаев, если они вам известны, пообщаться с жертвой домашнего насилия, разъяснить порядок, куда человеку можно обратиться за помощью, в каких случаях. Здесь никакого предвзятого отношения к этим гражданам быть не может. Им надо оказывать помощь, как пострадавшим. Но, а с другой стороны надо работать и с другой частью конфликта – с лицами, склонными к домашнему насилию, с ними тоже должна проводиться профилактическая работа в трудовых коллективах. Кому-то достаточно будет собрания трудового коллектива, где коллеги обратят внимание на имеющуюся проблему, а кому-то этого будут не достаточно и требуется помощь правоохранительных органов. Нам бы хотелось такую информацию получать в том числе и от трудовых коллективов".
Прокурор также сообщил строителям о наметившейся тенденции роста преступлений в сфере высоких технологий, связанных с хищением денег мошенниками в банковских карт белорусов, напомнил про меры финансовой безопасности в Интернете.
"С прошлого года отмечается негативная динамика преступлений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, - продолжил прокурор. - К сожалению, наши граждане забывают об этом, им надо чаще напоминать о строгих мерах ответственности, которые существуют за совершение подобного рода преступлений. Санкция – жесткая: она предусматривает как основное наказание вплоть до лишения свободы, так и дополнительное наказание в виде штрафа и лишения прав на управление транспортными средствами. Притом размеры штрафов довольно впечатляющие. Они доходят на практике до 500 базовых величин, хотя по закону предусмотрены штрафы и до 1000 БВ. За такие деньги можно постоянно на такси ездить. Не говоря о том, что применяется специальная конфискация транспортного средства (это влечет за собой дополнительные финансовые потери для виновного лица). По закону у нас транспортные средства конфискуются независимо, в чьей собственности они находятся. Эта мера принята законодателями для того, чтобы все владельцы транспортных средств отвечали за свой транспорт при передаче другому лицу. Единственное основание для неприменения специальной конфискации – случай, когда транспортное средство выбыло от собственника помимо его воли, т.е. в результате противоправных действий (хищения и иных причин). Если кто-то ездит на вашем авто в состоянии алкогольного опьянения – машины у вас не будет".
Появились нововведения Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного Кодекса об административных правонарушениях, вступившие в силу с 1 марта 2021 года. В продолжение темы пьянства за рулем – ужесточилась ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Летом законодатель разделил степень алкогольного опьянения для ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения: если этилового спирта в выдыхаемом воздухе содержится до 0,8 промилле – штраф 100 базовых и лишение "прав" на три года. Именно 100 базовых, а не от 50 до 100, как было предусмотрено ранее.
Ну а при концентрации алкоголя свыше 0,8 промилле, обнаружении признаков употребления наркотиков или иных веществ предлагается штраф 200 базовых величин и лишение "прав" на 5 лет. Так что "пьяная" статья стала суровее как по размеру штрафов, так и по длительности лишения “прав”.
Что касается изменений Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (ПИКоАП), то в новом ПИКоАП акцент сделан на профилактику правонарушений, изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс и составлять протоколы. Их количество было значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения. Согласно новому ПИКоаП правонарушения разделены на три категории: административный проступок (правонарушение за которое предусмотрен штраф до 10 БВ включительно), значительное правонарушение и тяжелое правонарушение. Если административный проступок, если он совершается впервые, то применяются меры профилактического воздействия (замечание, предупреждение и прочее). В случае повторного совершения такого правонарушения в течение года лица привлекаются к административной ответственности. И это обосновано. В последнее время нами обращалось внимание, в том числе Главы государства, на то, что много граждан привлекается к административной ответственности. Это не совсем правильно. В первую очередь нужно заниматься предупреждением таких правонарушений, чему и служат нововведения ПИКоАП. Это будет способствовать снижению количества правонарушений.
Что касается других правонарушений, то некоторым из них с 1 марта 2021 года увеличились санкции, в частности, за нарушения законодательства о массовых мероприятий. Тема эта обсуждалась довольно часто в последнее время. Тем не менее, в этой части законодательство усилилось, увеличились размеры штрафов и сроки административного ареста.
Часто в прокуратуру поступают вопросы и обращения, связанные с "войной" между соседями, когда, например, ночью начинает кто-то шуметь, сверлить (вечером или ночью). Раньше у нас за нарушение правил пользования жилыми помещениями ответственность была предусмотрена соответствующей статьёй административного кодекса и протоколы по ним составляли органы жилищно-коммунального хозяйства. Насколько качественно эти органы выполняли свою работу? С этим были серьезные проблемы. В частности, меры административного воздействия органами ЖКХ применялись исключительно редко и мало, оставаясь в стороне от решения проблемы, бездействуя. С 1 марта предусмотрены разные виды правонарушений, за которые предусмотрена ответственность. За шум в ночное время, в период с 23 часов до 7 утра, за ту же повышенную вибрацию установление ответственности (как и за повторное нарушение) отнесено к компетенции органов внутренних дел. В этом случае органы должны отреагировать на сигнал пострадавшей стороны и принять меры в рамках административного процесса. Что касается проведения работ по переустройству или перепланировке квартир в выходные дни, в период времени с 7 вечера до 9 утра, работы по переустройству или перепланировке возможны только в период с 9 утра до 19 часов в будние дни. Переустройство и перепланировка - это когда исполком дает разрешение на проведение таких работ. Только в это время, если не в период этого времени, то является административным правонарушением и, соответственно, органы жилищно-коммунального хозяйства должны принимать соответствующие меры. Правонарушения эти относятся к проступкам: в первый раз - меры профилактического воздействия (предупреждение и пр.), во второй раз - административная ответственность.
Прокурор также рассказал о санкциях за жестокое обращение с животными, о которых полезно было узнать. "У нас осталась в законодательстве ответственность за жестокое обращение с животными, хотя несколько поменялись формулировки - продолжил прокурор. - В частности, введено дополнительное понятие - оставление домашнего животного. И за это предусмотрена административная ответственность. Что это предполагает? Если был домашний питомец и он оказался на улице или хозяева прекратили о нем заботиться, то хозяев можно привлечь к административной ответственности. Кроме того, если у гражданина в установленном законом порядке зарегистрировано домашнее животное и оно убежало или потерялось, и если в течении трех суток хозяин об этом не заявит в регистрирующий орган, то это также квалифицируется как оставление домашнего животного. Причина этой ответственности - очевидна. Вы сами видели, сколько в нашем городе бездомных животных, которые раньше очевидно имели кров и заботу. Такая норма также направлена на профилактику таких действий. Люди должны задуматься, заводя домашних животных, что они несут за них ответственность и обязаны заботиться о них постоянно".
После встречи со строителями прокурор в стройтресте № 3 провел прием граждан.