О новой схеме мошенничества от имени компании «А1», участившейся в Республике Беларусь, строителям рассказал спикер диалоговой площадки «Профилактика киберпреступности» майор милиции, заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики Солигорского РОВД Артем Кудревич.
Суть схемы
Злоумышленники пользуются доверием клиентов компании и звонят через мессенджер (WhatsApp, Viber, иной мессенджер), представляются сотрудниками "А1". Под предлогом необходимости обновления приложения компании, продления договора оформления сим-карты убеждают установить или переустановить мобильное приложение «Мой А1» на ОС Android не из официального магазина приложения, а из специального установочного АРК-файла, который присылают личным сообщением в мессенджер.
Все действия злоумышленники требуют выполнять строго по их алгоритму. В случае, если вы выполнили указанные действия и установили (или обновили) уже вредоносное приложение, смартфон становиться подконтрольным злоумышленнику. Он получает полный доступ к вашему мобильному телефону, потому что приложение, которое вы установили (обновили) является фейковым (логотип и содержание точно такое же, как и у оригинального). Смартфон становится подконтрольным злоумышленнику, после чего у него появляется доступ к данным пользователя, которые хранятся на смартфоне (SMS, личная переписка в мессенджерах и соцсетях, информация о банковских картах и паролях и т.д.). Таким образом, злоумышленник может устанавливать сторонние приложения, оформлять банковские и иные сервисы и услуги.
Если вы через какой-либо мессенджер (в частности, через Viber) с незнакомого номера получили звонок якобы от имени службы поддержки А1, то следует проигнорировать вызов и не перезванивать на номер.
Входящие вызовы в мессенджерах могут быть визуально схожи с обычными звонками с городского или мобильного номера, поэтому стоит быть особенно бдительными и обращать внимание на номера, а также на то, через какой канал осуществляется звонок. Как правило, злоумышленники пытаются заполучить конфиденциальную информацию, а также подталкивают жертв к различным действиям со счетами.
Чтобы защитить себя от телефонных мошенников, придерживайтесь следующих рекомендаций
Основной способ избежать этого – знать, что сотрудники компании никогда не звонят через мессенджеры.
Если вы хотите убедиться в надежности своего собеседника, узнайте его имя, а затем перезвоните по официальному номеру организации с просьбой соединить вас с данным сотрудником.
Даже, если разговор вам кажется реалистичным, не сообщайте собеседнику конфиденциальную информацию: идентификационный номер паспорта, номер карты, CVV и SMS-код, номер договора и другую личную информацию.
Если вас будут просить перезвонить на продиктованный номер, проигнорируйте это предложение.
Если вам будут рекомендовать установить на телефон какие-либо сторонние приложения либо провести какие-либо действия на мобильном телефоне, проигнорируйте это предложение.
Всегда обращайте внимание на запрашиваемые приложением права доступа к функциям телефона. Все права должны быть минимальными и логически объяснимыми.
Если у вас есть подозрения о совершенном мошенничестве либо злоумышленнику уже удалось воспользоваться вашими данными, вы можете отключить ваш смартфон от сети интернет и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.
Как определить, что в вами говорит мошенник?
Форма взаимоотношений «А1» с клиентами не предполагает «продление срока действий SIM-карты или договора».
Звонок поступает через мессенджер, который не является официальным номером А1.
Собеседник убеждает вас в необходимости установить или переустановить любое мобильное приложение из присланного в мессенджер АРК-файла.
На что могут быть способны мошенники?
Оформить профиль в мессенджере используя логотип любой компании либо предприятия.
Знать о вас персональные данные (ФИО, возраст, место жительства, пр.) по уже доступным в интернете базам данных.
Использовать в ходе видеозвонка декорации офисных помещений, фальшивые документы и удостоверения, имитировать звуки и чужие голоса.