Строительство дополнительных производственных площадей блока цехов № 3 в Жодино для развития производства карьерных самосвалов грузоподъёмностью 320-450 тонн с локализацией механообработки крупногабаритных деталей, сварочно-заготовительных операций, сборки и окраски изделий. Для реализации этого направления выделены и уже осваиваются инвестиции в объёме не менее 70 млн. $ CША, 30 из них будут направлены на строительно-монтажные работы.
Фото Андрея Моисеенко
В ближайшие годы Белорусский автомобильный завод способен выйти в мировые лидеры по производству карьерной техники. Для этого есть все предпосылки. Во-первых, сегодня уже каждый третий карьерный самосвал в мире произведен на предприятии в Жодино, за всю историю которого продукция востребована в 72 странах мира. Во-вторых, в последнее время БелАЗ активно осваивает новые рынки сбыта и за счет повышения качества техники и сервисного обслуживания успешно теснит на перспективных направлениях крупные иностранные корпорации. Также, по оценкам специалистов, белорусскому производителю карьерной техники вырваться вперед поможет выпуск самосвалов особо большой грузоподъёмности – именно на эту технику сегодня в мире растет спрос.
Это решение поддерживают и на высшем правительственном уровне. В качестве примера можно привести утвержденную Комплексную программу основных направлений по созданию мощностей и увеличению объёмов производства карьерных самосвалов на 2011-2014 годы. Одно из этих направлений – строительство дополнительных производственных площадей блока цехов № 3 для развития производства карьерных самосвалов грузоподъёмностью 320-450 тонн с локализацией механообработки крупногабаритных деталей, сварочно-заготовительных операций, сборки и окраски изделий. Для реализации этого направления выделены и уже осваиваются инвестиции в объёме не менее 70 млн. $ CША, 30 из них будут направлены на строительно-монтажные работы.
Должное внимание выполнению проектных и строительных работ в ОАО «БелАЗ» в рамках реализации упомянутой программы уделяет Совет министров РБ. В частности, на состоявшемся в конце июня совещании с участием Премьер-министра РБ М.М. Мясниковича главному проектировщику – УП «Белпромпроект» – в кратчайшие сроки поручено передать заказчику (ОАО «БелАЗ») архитектурный проект по строительству дополнительных производственных площадей блока цеха № 3 и проектную документацию на спецработы (отопление, вентиляцию, газоснабжение и др.). Уже выдана проектно-сметная документация на каркас металлоконструкций, стены и кровлю. Однако, как отмечает гл. инженер стройтреста № 3 В.Л. Кухаренко, этого недостаточно. В условиях параллельного проектирования со строительством и довольно-таки сжатых сроков возведения цеха, заказчик для своевременного выполнения строймонтажа должен оперативно не только разработать и передать строителям всю рабочую проектно-сметную документацию, чертежи и сметы, но и своевременно поставить необходимые металлоконструкции и оборудование. Словом, вся поступающая документация должна направляться в работу, что называется, с колёс, с первого предъявления.
Другие участники вышеназванной программы – Министерство промышленности РБ, Министерство архитектуры и строительства РБ – должны откорректировать график выполнения работ на объекте с учётом закрытия контура нового блока цеха № 3 до 1 декабря 2012 года. Другими словами, строители в лице генподрядного СУ-122 ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» до первых морозов должны создать тепловой контур в здании для проведения всех остальных необходимых работ в закрытом помещении.
– Расширение мощностей в первую очередь обусловлено тем, что в 2011 году объём выпускаемой продукции в связи с большим спросом на технику грузоподъёмностью от 90 до 360 тонн был увеличен практически в 2 раза, – рассказывает заместитель генерального директора ПО «БелАЗ» – ОАО «БелАЗ» по капитальному строительству Анатолий Васильевич Коротун. – Производственных площадей под выпуск машин такой грузоподъёмности и больше у нас не хватает, поэтому в бизнес-план и был включен пункт о расширении мощностей до 2014 года. С завершением строительно-монтажных работ и введением в эксплуатацию нового блока цеха № 3 ОАО «БелАЗ» станет первым в мире производителем карьерной техники грузоподъёмностью 450 тонн. Машины, которые будут выпущены в этом цехе, востребованы во многих странах мира, в частности на российском рынке и в дальнем зарубежье (заявки от клиентов на технику грузоподъёмностью 320-360 тонн у нас имеются). Если сейчас в месяц сходят с конвейера две машины указанной грузоподъёмности, то к концу года должны выходить три. С введением нового блока цеха № 3 мы к 2014 году планируем выйти на тысячу единиц карьерных самосвалов такой грузоподъёмности. Общая площадь нового цеха составит порядка 20,5 тыс. кв. м.
Непосредственно корпус цеха будет введён в эксплуатацию в сентябре 2013 года. Далее, как предусматривает проект, в готовом цехе будет размещён уникальный, не имеющий аналогов в мире окрасочно-сушильный комплекс размером 36 на 42 метра (срок возведения – 24 месяца). Эта камера должна вмещать БелАЗ, который будет в ней очищен, покрашен, словом, в которой технике придадут товарный вид. На строительство этой камеры в настоящее время ОАО «БелАЗ» проводит конкурс.
Как сообщила начальник планово-экономической службы аппарата дирекции стройтреста № 3 С.А. Смоляк, на строительстве всего блока цеха № 3 строители планируют освоить не менее 90 млрд. руб. Свайное фундаментостроение под новые мощности выполняла буровая компания «Дельта». Большой объём работ выполнен на устройстве фундаментов подпорной стены цеха, примыкающей к действующему рядом полигону. Для этого применялись специальные анкера, которые заказывались за рубежом. Специалисты СУ-122 завершают работы по устройству фундаментов под монтаж колонн, который выполняет ОАО «Промтехмонтаж» (г. Минск). Фундаменты и каркас цеха рассчитаны на нагрузку двух стотонных мостовых кранов. Стены цеха будут выполнены с применением трёхслойных сэндвич-панелей. Коллектив управления механизации и спецработ стройтреста № 3, а вместе с ним 35 единиц техники ежедневно задействованы в земляных работах, уплотнении грунтов под фундаменты, откопке и обратной засыпке, вертикальной планировке.
Как сообщила инженер по организации и нормированию труда СУ-122 Е.Л. Еричева, в работах на объекте заняты бригады плотников-бетонщиков И.В. Бодикова и каменщиков В.А. Живицы. Помогают строителям старшеклассники – участники стройотряда, сформированного Жодинским горкомом Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи». Первый отряд будет работать до 20 июля, ещё один – в конце июля – начале августа.
– Ребята стараются, – говорит Е.Л. Еричева. – Закрепляем их за квалифицированными специалистами в бригадах для выполнения подготовительных, подсобных работ и даже для демонтажа опалубки. В летнем трудовом сезоне на нашем объекте стройотрядовцы могут рассчитывать на неплохую денежную прибавку к летним каникулам.
Город Жодино и градообразующее ОАО «БелАЗ» в начале этого года стали новыми точками в географии строек для специалистов стройтреста № 3… От посещения БалАЗа остались лишь самые яркие впечатления: здесь всюду чувствуешь мощь и размах, тем более, если никогда до этого воочию не наблюдал за легендарным тяжеловесным БелАЗом. Один из них – с лёгкостью, умело маневрируя на широких дорогах завода, а по сути, города в городе, – промчался мимо нас. Провожая его взглядом, мы подумали, что уже не за горами тот час, когда заводчане благодаря строителям порадуются своему новому детищу весом в 450 тонн.