Светлана Смирнова, студентка II курса факультета
«Журналистика международная» БГУ. Фото автора
Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий Камень», список резидентов которого продолжает расти, набирает обороты в своем развитии. Именно солигорские строители из ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» ввели в эксплуатацию 2017 году важнейший элемент инфраструктуры жизнеобеспечения парка - станцию очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Что известно о станции со времени строительства? Это целый комплекс взаимодополняющих и зависящих друг от друга объектов: главная канализационная насосная станция - самое глубокое сооружение площадки, здание решёток и песколовок, распределительные чаши первичных и вторичных отстойников, два первичных отстойника, четыре вторичных отстойника, сооружение обеззараживания, производственный корпус, проходная, резервуар ила и осадка, цех мехобезвоживания осадка, лабораторно-бытовой корпус, трансформаторная подстанция, цех глубокой очистки.
Из всех объектов станции очистки аэротенк – самое внушительное сооружение. Оно предназначено для очистки сточных вод от органических загрязнений. Это прямоугольное строение размерами 61 на 47 метров, с рабочей глубиной 5 метров. Общая вместимость стоков в нём - 16 тысяч кубометров.Проектом, реализованным солигорскими строителями, станция соответствует степени очистки хозбытовых сточных вод до показателей, соответствующих рыбохозяйственному водоёму. Это, кстати, передовой опыт для Беларуси. Проектный расход сточных вод, поступающих на станцию, - 13 тыс. 154 кубометров в сутки, среднечасовой расход стоков - 548 кубометров, максимальный за час – 700 кубометров.
Как развитию парка способствовал трудовой коллектив стройтреста № 3 на примере этого важного объекта, сетевое издание str3.by решило узнать у заместителя начальника станции станции очистки Сергея Михайловича Матецкого. А начинал он свой путь в качестве наладчика, потом решил задержаться здесь подольше и вести свой вклад в развитие индустриального парка.- Расскажите, как устроена станция?
- Станция принимает сточные воды с одного из районов Минска и стоки с Минского аэропорта. На данный момент станция загружена по сточной воде всего лишь на 20 %. Это далеко не тот проектный объем, на который она рассчитана. Но это пока. В день станция после очистки сбрасывает около 1600 кубов очищенной воды. Это не существенный объем, когда станция может выпускать 13400 кубометров? Поэтому этого мало для мощностей такой станции. Т.е. это минимальное поддержание гидростатического уровня сооружения. С одной стороны это плюс: меньше воды – меньше загрузки, с другой - сток должен быть равномерным, обеспечивающим одинаковую подачу при одинаковом содержании загрязняющих веществ. Сложно поддерживать такой баланс, потому что в одно время приходится сбрасывать много воды, в другое мало. Вода же должна поступать на нашу станцию равномерными объемами.
- Почему станция загружена только на 20%?
- Ну а где взять еще людей? Район маленький. Промышленные объекты, которые построены в парке, не дадут столько сточной воды, потому что, как правило, это сборочное производство. Пока, как ранее и планировалось, возведены лишь первые жилые дома в парке. В перспективе же здесь должен быть город-сад: планируется заселить не менее 120 тысяч человек. Для сравнения, это город с населением, больше, чем в Солигорске. То есть это и будет являться основным производством для сточных вод.
- Другими словами, на проектную мощность станция очистки выйдет тогда, когда массово начнут вводить в эксплуатацию жилье и социальные объекты, которые вам дадут загрузку?
- Да. Тогда будет постепенно расти загрузка.
- Какое количество персонала сегодня обслуживает станцию?
- В обслуживании задействованы 14 специалистов.
- Расскажите про сам процесс работы. Какое процентное соотношение ручного труда и машинного?
- Основная работа выполняется в пункте диспетчерского управления, станция автоматизирована на 100%. Ручная работа проявляется только в техническом обслуживании оборудования, станция ведь не будет сама себя обеспечивать. С запуском устройств на начальном этапе эксплуатации мы не испытывали проблем: оборудование достаточно однотипное. Ничего сложного в запуске механической части оборудования не наблюдалось. Вопросы возникали с системой автоматизации, потому что программное обеспечение было написано китайскими партнерами. Поначалу здесь работали китайские программисты, они отвечали за автоматизацию, а вот благодаря нашим высококвалифицированным специалистам система автоматизации станции полностью освоена, постоянно модернизируется и гибко реагирует на изменения требований технологического процесса.
* * *
В тему
«Основной документ, который определяет стратегию территориального развития, функционального зонирования, - это генплан и соответствующие проекты детального планирования на отдельных территориях, - сообщал ранее первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев. - Так вот по генплану у нас шесть этапов развития всего парка. Напомню, что весь парк - это 90 кв. км, а то, что сейчас мы построили и ввели в эксплуатацию - это на 3,5 кв. км. Это очень большая территория, поэтому было решено разделить на шесть этапов, которые будут идти в чем-то параллельно друг с другом. В генплане серьезное внимание уделено инженерной инфраструктуре: как развивать парк и регион в целом. Мы знаем, что расширяется аэропорт, строится вторая взлетно-посадочная полоса аэропорта. Это не просто проект - это огромное количество инженерных сетей, дорог, и этот комплекс нужно увязать с существующими вопросами, в том числе с парком. Поэтому одно из направлений - взаимоувязка этих территориальных проектов. Например, стоки, которые будет образовывать аэропорт, мы будем принимать на свои очистные сооружения. Это тоже элемент развития региона. То же с поселком Сокол, который располагается в километре от парка. Мы его рассматриваем как один из источников трудовых ресурсов для парка. Также мы начинаем связываться инфраструктурой по хозяйственно-бытовым стокам, которые сейчас идут за 16 км в Смолевичи на очистку, государство тратит на это огромные ресурсы на перекачку, это электричество, канализация, которую нужно обслуживать. Мы предлагаем перенести их на те очистные сооружения, которые строит парк. То есть это не только парк - это территория. Что касается непосредственно развития парка, то это два этапа: стартовый, который мы практически реализовали, и этап развития, к которому мы приступаем. Будем дальше строить дороги, улицы, сооружения, чтобы освоить до 2020 года первый этап - 850 га. Приступить к полному освоению всего парка планируем до 2030 года. Это будет происходить параллельно, но исходя из ситуации. Что-то может меняться, корректироваться».