В доме у Михаила Александровича Капцевича – красота и порядок. В его не маленькой четырёхкомнатной квартире все стены украшают картины маслом – копии Левитана, Шишкина и оригинальные работы его старинного друга – Ивана Ивановича Зубаревича.
Наталья Зубарева.Фото автора и из архива предприятия.
В доме у Михаила Александровича Капцевича – красота и порядок. В его не маленькой четырёхкомнатной квартире все стены украшают картины маслом – копии Левитана, Шишкина и оригинальные работы его старинного друга – Ивана Ивановича Зубаревича.
- Тоже работал, как и я, машинистом экскаватора, а в душе был замечательный художник, настоящий живописец, - говорит Михаил Александрович, с гордостью демонстрируя мне домашнюю экспозицию.
Кругом у него в доме чистота, все салфеточки разложены по местам, всё находится именно в том порядке, какой завела его незабвенная супруга Роза Емельяновна. Только тихо, очень тихо в этом красивом доме…
- Один я остался, - с грустью говорит Михаил Александрович, - а ведь 53 года прожили душа в душу с моей Розой Емельяновной… Это был такой человек, каких теперь уж не бывает! Настолько внимательная была ко мне, заботливая, трудолюбивая… Всё хорошее, что было у меня в жизни, все мои трудовые награды – это всё благодаря Розе, это её результат. А какая хозяюшка была, какой работник замечательный!.. Последние 14 лет перед пенсией Роза Емельяновна работала директором магазина № 34. Трое сыновей мы с ней вырастили – Сергея, Александра и Михаила. У меня уже пятеро внуков и трое правнуков. Только вот уже 3 года нет со мной дорогой Розы Емельяновны…
Казалось, пожилой мужчина вот-вот заплачет – так глубоко в нём было чувство привязанности к жене, и так неизбывна была его скорбь. Но он сдержался, и мы заговорили о былом, об общих знакомых и вообще о замечательных людях, работавших в нашем стройтресте № 3. Ведь нынешнее поколение – наследники их трудовой славы.
Но вначале немного о нашем собеседнике. Михаил Александрович Капцевич родился неподалёку – в д. Сороги Слуцкого района, в 1938 году. После армии поступил в Брестскую школу мастеров-строителей, была такая в те далёкие годы.
В 1960 году приехал на строительство Солигорска и гиганта химической промышленности республики – калийного комбината.
Рабочие руки тогда здесь очень требовались, а уж мастера-строители были нарасхват.
«Ткнулся» Михаил Антонович в одну из прорабских – и оказался в штате Управления механизации № 70 стройтреста № 15 из города Минска. Работал на строительстве Солигорска такой трест. Там Капцевича, что называется, «схватили с руками и ногами». Сразу определили в машинисты экскаватора – хоть и «корочек» у него на эту специальность не было. Так, старший брат Владимир показал в своё время, как с экскаватором управляться, дал пару раз попробовать… Вот и вся наука.
Но такая была тогда горячая пора на Всесоюзной комсомольско-молодёжной стройке, что на такой мелкий факт, как отсутствие документа, никто не обратил внимания – «доучиваться будешь в процессе». Ведь был тогда Михаил Капцевич молодым комсомольцем, членом комсомольско-молодёжного экипажа… Так и проработал 15 лет экскаваторщиком, и притом был на самом лучшем счету.
Года через два организовывался УМС-108, и тогда группу экскаваторщиков (человек 15) пригласил к себе на собеседование управляющий стройтрестом № 3 Леонид Степанович Храмцов.
- Вы для нас просто клад, - сказал он опытным экскаваторщикам.- Берите отпуск за свой счёт и ждите вызова на новую работу.
Так в 1962 году Михаил Александрович стал членом трудового коллектива ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции», чтобы проработать в нём 41 год – до самой пенсии и ещё 7 лет сверх пенсионного возраста. Не удивительно, что у этого замечательного человека так много сохранилось в памяти воспоминаний о людях, событиях, фактах этого интересного времени.
- Я хорошо помню, как в УМС-108 создавалась комплексная механизированная бригада, в которой я работал старшим бригадиром. Она состояла из 6-ти грузовиков «МАЗ-205», бульдозера «С-100» (машинист Владимир Минько) и экскаватора «Э-652», где я был машинистом, а помощником – Алексей Долич. Ещё я попросил в эту бригаду двух разнорабочих, без которых нам трудно было обойтись. Это были Николай Хамицевич и Василий Ефимчик. Работа нам предстояла очень тяжёлая – под линию электропередачи через русло реки Случь в районе деревни Метявичи мы делали основания для опор – насыпали настоящие курганы. По песку, болоту трудно было передвигаться на тяжёлой технике, вот эти разнорабочие и нужны были для того, чтобы рубить ветки и подкладывать под колёса, гусеницы – иначе было невозможно… Объёмы работ были огромные, мы план менее, чем на 200% тогда не выполняли. Получали хорошо – 500 рублей были большие деньги в то время. Но работали по 12 часов в сутки, без выходных… На всю Беларусь гремели тогда имена передовиков большой стройки.
Свою первую награду – Грамоту Верховного Совета БССР получил в 1968 году и Михаил Александрович Капцевич. Затем в 1971 году был орден Трудового Красного Знамени. В 1972 году он был награждён медалью «За доблестный труд». А в 1976 году Михаил Александрович получил ещё один орден – Октябрьской революции – за самоотверженный труд на строительстве 4-го СКК.
Прошло 15 лет бурной, стремительной жизни на стройках Солигорщины в качестве машиниста экскаватора. За эти годы он многого достиг в жизни – была прекрасная семья: замечательная жена и трое сыновей, получил четырёхкомнатную квартиру, построил дачу, приобрёл машину… Казалось бы, что ещё нужно человеку для счастья?..
Но Михаил Александрович решил освоить новую профессию – машиниста крана. Для этого его направили в учебно-курсовой комбинат Минстроя.
Много лет после этого он проработал на различных стройплощадках треста машинистом крана «КС-43-62».
- Я постоянно общался с прославленными бригадирами строительных бригад, знал лично Владимира Пыжика, Василия Никитенко, Ивана Чеботаря, Леонида Максимовича, Владимира Бурака, Александра Карпезо и др. Это были люди, которые своим трудом сделали всё, чтобы трест стал орденоносным, - говорит Михаил Александрович. – С некоторыми из них я дружил, с другими вместе работал.


Вот неутомимый Володя Бурак – небольшого роста, всегда в кирзовых сапогах… А энергии у него было, как у целого управления! Он всегда знал, как на автомате, где он больше всего нужен в данный момент, какую проблему необходимо решить срочно. Однажды я был свидетелем, как приехала комиссия из Минска и осматривала фундаменты под колонны, которые делала его бригада. Долго восхищались и цокали языками – действительно, было сделано всё на высшем уровне, как и работал всегда Володя Бурак.
А Володя Пыжик был добродушный весельчак, всегда с шуткой-прибауткой. Но если видит, что дело застопорилось, не успевают в срок, сам хватался за лопату и заряжал всех своим энтузиазмом, мог увлечь людей личным примером. Настоящий бригадир! Это были чудо-парни…
Не могу не вспомнить и двух замечательных руководителей, двух братьев – начальника управления механизации (УМС-108) Анатолия Степановича Воронова и самого лучшего, на мой взгляд, управляющего стройтрестом № 3 Вячеслава Степановича Воронова. Какие это были талантливые, дальновидные, трудолюбивые люди! Я с ними много общался – и по работе, и лично.
Как-то зашёл ко мне на дачу по случаю Анатолий Степанович и поразился качеству деревообработки: «Да ты прирождённый столяр! Переходи ко мне работать в столярный цех!».
Я долго отказывался, но в конце концов перед пенсией решил поработать «для души». Приняли меня сперва учеником столяра, а уже через месяц дали 6-ой разряд! Это было поразительно. В столярном цеху я обслуживал не только потребности УМС-108, ко мне поступали и заказы с объектов стройтреста. Работа нравилась, поэтому ещё 7 лет после наступления пенсионного возраста работал в столярном цеху.
… В 2003 году Михаил Александрович вышел на пенсию, но в душе он не расстался с нашим коллективом. «От корки до корки» он читает газету «Строитель Солигорска», знает о важнейших событиях в коллективе, и очень часто в тишине своего дома перебирает старые фотографии, наградные документы, вспоминая о славных друзьях и товарищах.