(материал подготовлен
Палатой представителей Национального собрания
Республики Беларусь)
15 марта в нашей стране ежегодно отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь. Значение этой даты близко и понятно каждому человеку.25 лет – это юбилейная дата, с которой связана принятие и последующее совершенствование Конституции, которые во многом определили современное развитие Беларуси как сильного социального правового государства. Обладая безусловной правовой ценностью, Конституция является главным нравственным ориентиром и своего родакнигой жизни, на основании которых строилась белорусская государственность. Миролюбие и социальная справедливость стали ведущими принципами государственной политики суверенной Беларуси. Внутренняя и внешняя политики подчинена простым и понятным целям – обеспечению гражданского мира и социальной стабильности, повышению качества жизни граждан.
Для депутатов этот день знаменателен еще и тем, что в Палате представителей было представлено послание Конституционного суда Президенту Беларуси и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году», которое озвучил председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
Конституционный Суд, реализуя полномочия по контролю за конституционностью нормативных правовых актов, своей деятельностью утверждает верховенство и прямое действие Конституции, защищает конституционный строй, права и свободы граждан. На основе анализа изученных и рассмотренных им дел и иных материалов принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в стране.
Важно отметить, что впервые обсуждение этого документа прошло в таком расширенном формате. Парламентарии уверены, что такое публичное рассмотрение всех принципиальных и важных вопросов жизни страны значимо для всего общества. В послании сформулированы предложения концептуального характера, направленные на совершенствование правовой системы и на определение перспектив совершенствования правового обеспечения защиты прав и свобод граждан, поддержание баланса интересов государства и общества, развитие человеческого потенциала, что во многом соответствует духу тех дискуссий, которые ведутся в парламенте. В связи с этим особый акцент сегодня необходимо сделать на обеспечении стабильности законодательства и устранении пробелов для дальнейшего совершенствования законодательного регулирования. А это, в свою очередь, тесно связано с реализацией конституционного принципа социальной справедливости, изначально заложенного в основу белорусской государственности. Здесь речь идет не только о конкретных законопроектах, но и о наиболее острых проблемах, волнующих общество, для которого очень важно знать нашу позицию.
Принимаемые Конституционным Судом решения и формулируемые в них правовые позиции являются важным инструментом развития в обществе конституционной культуры.
Государство для народа – не лозунг, а единственно возможный путь реализации ценностей, заложенных в основу Конституции. И мы должны приложить максимум усилий, чтобы наша деятельность соответствовала требованиям главы государства и ожиданиям граждан.
Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения. Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом высшего Закона, прав и свобод человека и гражданина (статья 79 Конституции).
У современной белорусской Конституция, как и каждого человека своя судьба, свой путь развития – от рождения до становления, как основного документа страны. Работа над ней началась еще в 1990 году на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого «парада суверенитетов». С ноября 1988 по июнь 1990 г. декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР.
27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», где было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.
В нашей стране действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.
Конституция учреждала и закрепляла в общем виде основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах.
10 июля 1994 года после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г. Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Также учреждался институт конституционного контроля – Конституционный Суд Республики Беларусь.
В сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.
Спустя полгода Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы. 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Изменены ряд конституционных норм: государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.
Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.
Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, а также создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где в условиях переходного периода именно усиление роли государства, исполнительной «вертикали» стало ключевым фактором повышения стабильности развития.
Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституцииподдержали 70,5% от общего числа избирателей, за проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.
В обновленном Основном Законе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.
Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства– Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г.(был совмещен с парламентскими выборами). За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
Сегодня она является основным документом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. За 25 лет положения Основного Закона получили свое наполнение и развитие в национальном законодательстве. Ведущееместо в этом процессе играют установки Главы государства, его послания белорусскому народу и парламенту. Серьезную роль в поддержании конституционной законности на должном уровне осуществляет и Конституционный суд.
Поэтому важно развивать дух Конституции, ее нацеленность на защиту основополагающих интересов граждан. Это мир, труд, достойная заработная плата, безопасность семей, родных, близких - то, без чего все остальное не имеет значения. Об этом постоянно говорит Президент, проводя миролюбивый внешнеполитический курс, нацеливая все государственные органы на соотнесение принимаемых решений с реалиями жизни, интересами граждан, тем чувством социальной справедливости, которое присуще белорусскому обществу. Объединение общества вокруг этих базовых принципов и их последовательная реализация позволили сберечь все лучшее, восстановить экономику, преодолеть социальные проблемы и поступательно наращивать темпы экономического роста.
Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. И по сей день ее положения имеют приоритет над иными актами.
Эксперты-правоведы не случайно называют Основной Закон нашей страны прогрессивным документом. За его буквой стоит человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2 Конституции).
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2 Конституции).
Народ является единственным источником государственной власти, носителем суверенитета в Республике Беларусь. Он осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (статья 3 Конституции).
Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).
При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи.
Конституция нашей страны является базой для развития белорусского законодательства. Правотворчество в Республике Беларусь основывается на положениях, закрепленных в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь.
Справочно. Всего за годы независимости белорусского государства принято более 2,3 тыс. законов, в том числе два программных («Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»), 35 кодексов и около 1 тыс. законов о ратификации международных договоров.
Судебный конституционный контроль не только обеспечивает конституционность всей пирамиды законодательства, но и является важным источником планирования законодательной деятельности. Парламентарии рассматривают правовые позиции Конституционного суда как своеобразный ориентир в законодательном регулировании тех или иных общественных отношений.
Период развития, который переживает страна сегодня, очень динамичен. Принципиально меняются подходы к управлению экономикой, идет активный поиск новых идей и ресурсов экономического роста. Основной акцент при этом делается на прорывных направлениях, более полном использовании конкурентных преимуществ Беларуси, эффективном раскрытии делового и интеллектуального потенциала нации.
Крупные инвестиционные проекты, малый и средний бизнес, активное внедрение цифровых технологий и развитие сферы услуг рассматриваются сегодня в качестве драйверов, которые должны вывести на качественно новый уровень экономику и, как следствие, благосостояние граждан Беларуси.
Все эти вопросы требуют своего законодательного преломления.Следует отметить, что проводимая работа депутатского корпуса направлена на принятие законодательных решений, отвечающих динамизму времени и установкам Главы государства по формированию новых экономических отношений.
С принятием Президентом Республики Беларусь ряда востребованных мер по развитию предпринимательства был сделан важный шаг навстречу бизнес-сообществу. Новые подходы к управлению экономикой нашли свое развитие и в деятельности парламентариев. Был принят комплекс законодательных решений, нацеленных на развитие финансово-кредитной и инвестиционной политики, отраслей реального сектора и социальной сферы, укрепление национальной безопасности, законности и правопорядка.
Пристальное внимание уделено формированию эффективной бюджетно-налоговой политики. Бюджет республики на 2019 год сверстан с учетом задач по росту доходов населения, снижению бюджетных вливаний в реальный сектор, повышению отдачи от господдержки и рациональному управлению государственным долгом.
Одновременно с решением назревших экономических задач депутатским корпусом принят ряд мер по вопросам социальной защиты граждан.
Парламентариям удалось системно обновить законодательство о социальном обслуживании, поэтапно откорректировать вопросы пенсионного обеспечения, сделать их не только созвучными времени, но и работающими на перспективу.
Повышение уровня благосостояния, качества жизни населения – это главная задача, которую ставит Глава государства. Строить свою работу надо открыто и гласно. Любые, даже самые острые дискуссии полезны, если они действительно помогают общему делу.
Важно эффективно использовать ресурс нашего сотрудничества со средствами массовой информации. Граждане должны видеть, как непросто идет выработка решений по важнейшим вопросам жизни страны. Ведь баланс интересов общества и государства достигается не громкими лозунгами, а посредством профессионального общения, где каждый аргумент рассматривается сквозь призму интересов людей.
Прошедший период подтвердил приверженность белорусского народа общечеловеческим ценностям, его стремление последовательно утверждать реальные права и свободы человека и гражданина.
Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поздравляя граждан нашей страны по случаю юбилейной даты, «Конституция, являясь Основным Законом нашей страны, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».