Александр Колесников.
Фото автора.
Накануне Всемирного дня архитектуры, который отмечается 1 октября, «Строитель Солигорска» встретился с главным специалистом отдела архитектуры и строительства Солигорского райисполкома Валентином Стасюкевичем. В этой должности молодой архитектор работает более полугода, но он уже успел оставить след в городском пространстве.
Наша беседа - о роли архитектора, первых впечатлениях о столице шахтеров, архитектурном конкурсе для Набережной, о среде жилой и общественной в новых микрорайонах Солигорска.
- Какими были Ваши первые впечатления о городе? Какие объекты и места города запали в душу? Что для себя, архитектора, Вы отметили в нем, как очевидные плюсы и преимущества. В чем город для Вас, возможно, показался неоднозначным? Например, по мнению именитых белорусских архитекторов, которые участвовали в прошлом году в нашем городе в совместном выездном заседании «Белорусского союза архитекторов» и Совета главных архитекторов областей, районов и городов Беларуси, для Солигорска очевидна проблема нехватки общественных пространств и, к сожалению, безликость.
- Солигорск - правильный город, запроектированный советскими архитекторами с типичными градостроительными приемами – панорамами улиц, широкими проспектами, многоэтажными домами с уступами. Сразу бросилось в глаза, что для того времени, когда Солигорск закладывали, это был новый советский город. Но советский - не значит плохо. Широкие улицы, большое расстояние между многоэтажными домами было сделано с целью лучшей транспортной доступности, создания в результате города-сада. Его выразительной особенностью планировалось некогда сделать зеленый между улицами Железнодорожная и Заслонова массив, улучшавший экологию города. Полагаю, что город выиграл бы от такого решения. Хотя нынешние объекты сформировали там не менее востребованную среду с собором и ледовой ареной.
Пожалуй, необычным для меня стало, что в планировочной структуре нельзя выделить какой-то самобытности и организовать какие-то общественные пространства в городе. Сегодня сложно адаптировать Солигорск под современные требования жителей, создать те же пешеходные улицы, торговые ряды, которые были бы поддержаны объектами социального обслуживания и развлечений. Одна из причин – плотная застройка. По этой же причине минус широких улиц в том, что они позволяют появляться дополнительным объектам обслуживания. По сути, улица, их архитектурно-планировочная структура, - сформированы изначально. Сейчас из-за имеющегося расстояния между дорогой и жилыми домами появляются отдельные объекты строительства перед окнами жилых домов, которые размывают структурность города, нивелируют задуманное архитекторами, которые хотели, чтобы этот город был выразительным. Это легко обнаружить: станьте в начале улицы и попробуйте просмотреть её до самого конца… С другой стороны, такое решение можно принять, поскольку в городе нет места для размещения таких объектов, а спрос на них есть.
Кстати, для новой части Солигорска, наиболее удачным планировочным решением домов было бы первые этажи общественного назначения делать с входом с уровня земли, без пригласительного марша. Вижу идеальный общественный центр таким, где можно было бы, к примеру, постричься, выпить кофе, оставить ребенка в детской комнате, решить вопросы, связанные с бизнесом и т.д. В Европе такие зоны общественного обслуживания привели к пересмотру взгляда на жилье. Ведь человек большую часть дня проводит в городе, в общественном центре. И, по сути, ему не нужно жилье большой площади. Ему нужно место, где он отдохнет от людей и переночует, где в шаговой доступности от своего жилья он может воспользоваться всем необходимым. Но для такого формата жизни, считаю, Солигорску не хватает населения. Любое социально-экономическое развитие связано с ростом населения, созданием новых рабочих мест, обеспечением социальных потребностей человека.
- Вы приступили к работе в год подготовки города к 60-летию Солигорска. Наверняка, это повлияло на темп Вашей работы, меняло привычные подходы, требовало оперативных решений и согласований? В каких объектах, решениях проявилась и Ваша роль?
- Советскими архитекторами была предпринята попытка разнообразить город с помощью комбинации объектов типового строительства. Но в основном это проявлялось в строительстве жилых домов переменной этажности. Мои предложения заключались в создании характерной черты города. В частности, одно из них заключалось в надстройках для домов № 24 и 26 по ул. Козлова для придания «домам-стенам» по этой улице индивидуальности. Хотел найти архитектурный элемент, который бы дублировался и был символом. В связи с небольшими сроками подготовки к 60-летию это предложение осталось нереализованным, но на фасадах домов появился орнамент. Он зрительно преобразовал эти два дома в символичные «ворота в город». Также уже был запланирован капитальный ремонт и модернизация и ремонт фасадов жилых домов по ул. Ленина, 35 и 43. Предложенные цветовые решения этих домов оставляли желать лучшего. Это были все те же пятнадцатиэтажки, выкрашенные в розовый, персиковый, желтый и даже бирюзово-салатовый цвета. Против таких цветовых решений был не только я, но и архитектурный совет города с участием бывших главных архитекторов города, главных архитекторов проектов ведущих организаций, созванный специально для решения актуальных вопросов связанных с подготовкой к 60 летию города. Тогда была поставлена задача предложить новые цветовые решения. Лично принимал участие в этой работе.
Пятнадцатиэтажные, непанельные дома на улице Ленина – самая красивая часть Солигорска, архитектурная доминанта с нижним уровнем, где представлены крупные объекты обслуживания – универмаг, кинотеатр, дом быта. Совместно с архитекторами города пришли к цветовому решению, которое воплощено в жизнь на фасадах двух первых пятнадцатиэтажек. Хотелось, чтоб цветовое решение выглядело достойно и подчеркивало архитектуру не только 2-ух жилых домов, но и всего ансамбля в целом.
Таким образом, были предложены цветовые решения всего ансамбля, который представляет центр города – от исполкома и дворца культуры до дома быта. Своей задачей ставил объединить центральную часть города в единое целое благодаря цветовому решению, чтобы человек, попадая в центр, не чувствовал себя в разбитой, несобранной в одно целое среде, а чувствовал единую концепцию.
Не могу не сказать, что с цветом в архитектуре нужно быть очень осторожным. Цветом легко «перебить» архитектуру, которая должна говорить языком формы и пластики, но не цвета. Часто архитекторы прибегают к ярким цветовым решениям фасадов в спальных районах – в бескрайней плотной застройке, чтобы последняя не действовала угнетающе на человека.
Цитата номера
«Плохую книгу можно не читать, плохую картину можно не вешать на стену, но в плохой архитектуре придется жить не только нам, но и нашим потомкам.
Валентин Стасюкевич
- В начале сентября в Солигорске стартовал архитектурный конкурс на лучшее эскизное решение строительства 3,4,5 очередей парковой зоны по улице Набережная. Реализация этого проекта решит ряд задач для города – досуговых, культурных, реакреационных, эстетических, инфраструктурных и др. Кого Вы видите в качестве конкурсантов? Кому этот конкурс, по-Вашему мнению, должен быть интересен прежде всего? Какие цели и задачи им ставятся? И какой конечный продукт на выходе, по завершению конкурса Вы хотели бы видеть?
- Руководство города положительно встретило предложение о проведении конкурса на лучший эскизный проект строительства парка по ул.Набережной. Победители конкурса за первое место будут награждены денежным подарком на сумму 1000 рублей, за второе и третье места - по 500 рублей. Конкурс, прежде всего, будет интересен студентам, будущим архитекторам. Среди них мы объявили конкурс ради того, чтобы они предложили свежие, интересные идеи и концепцию парка. Мы не требуем от участников конкурса детальной проработки. В дальнейшем проектная организация будет работать над разработкой проекта. Нам нужна идея!
Задание на проектирование предусматривает разработку генплана, функционального зонирования и размещения объектов на территории от санатория «Березка» до пересечения улиц Ленина и Набережная. И одна из главных задач, поставленных в задании на проектирование, - решить вопрос сезонного посещения парка, т.е., чтобы он был востребован круглогодично. Решение этой задачи как раз и определяет целесообразность строительства. К примеру, почему бы Солигорск с замечательной прибрежной зоной не сделать пилотным проектом, реализация которого, например, позволит сделать плавучее кафе или ресторан. Ведь к этой идее может проявить интерес бизнес. Но уверен, непременно, после того, когда там появится вся необходимая инфраструктура.
На территории будущего парка от пересечения улиц Ленина и Набережной до бывшего детского городка будет выполнена реконструкция благоустройства.
- Мы с Вами ведем беседу после процедуры общественных обсуждений очень серьезного для будущего Солигорска документа – градостроительного проекта «Генеральный план Солигорска. Корректировка». В чем заключаются ключевые корректировки?
- Действующий генеральный план был разработан и утвержден Научно-исследовательским проектным республиканским унитарным предприятием «БелНИИПградостроительства» в 2009 году со сроками реализации поставленных по данному градостроительному документу в два этапа: первый – до 2015-го, второй – до 2025-го годов. В связи с расширением границ города и включением в них земель сельскохозяйственного назначения в западном направлении, целевое назначение которых было изменено под строительство многоэтажной жилой застройки, назрела необходимость корректировок генплана со сроком реализации стратегии до 2030 года (первый этап – до 2025-го, второй – до 2030-го). Основными изменениями корректируемого генплана стало строительство новых микрорайонов на отведенных землях, а также изменение соответствующих технико-экономических показателей. Возведение новых микрорайонов будет способствовать росту населения города. Ожидается, что к 2030-му году оно увеличится до 114 тысяч человек. Корректировка генплана содержит разделы «Малоэтажная жилая застройка», «Усадебная жилая застройка». Последняя располагается в микрорайоне Чижи. Также будет разработана малоэтажная многоквартирная жилая застройка в 3-4 этажа. Предполагается она на въезде в город с левой стороны Дубейского въезда. Полагаю, что после строительства микрорайона № 21 прокладка сетей к этой части застройки положит начало освоению данного участка.
В новом микрорайоне также запланировано пожарное депо, ближе к микрорайону Чижи. Новые микрорайоны включают дома 16 и 18 этажей. Такая этажность требует обеспечения безопасности.
Не могу не подчеркнуть, что микрорайоны будут развиваться согласно этапам строительства. При разработке проекта детальной планировки микрорайонов нужно учитывать тот факт, что они должны дополнять друг друга. Полагаю, что новые четыре микрорайона могут стать своеобразной автономией и иметь в своей структуре все необходимое, чтобы жильцы не покидали границы новых микрорайонов для решения самых разных задач, предоставления комплекса услуг.
При возведении новой части города будут учитываться современные требования к организации жилой среды. Это будет непременно социальное обслуживание в уровне первых этажей жилых зданий, что обеспечит необходимыми офисными и торговыми площадями данные микрорайоны, не позволит возникать некоторым казусным и спорным объектам, которые есть в Солигорске и разрушают структуру улиц, задуманную архитектором.
Застройка будет отвечать требованиям повышения плотности населения в данных микрорайонах, так как земля под ними - дорогой ресурс, доставшийся городу с большим трудом. Что касается плотности, то для жилых многоквартирных домов должен соблюдаться параметр обеспеченности парковочными местами в соотношении 1:1. Такой параметр забирает большие площади, если возводятся многоэтажные жилые дома. В связи с недопустимостью отвода таких больших территорий под парковки, чтобы микрорайон у высотки не представлял собой одну большую стоянку машин, альтернативой является строительство многоуровневых наземных паковок. Хотя план детальной планировки одного из застраиваемых микрорайонов предусматривает строительство только подземных парковок. Но это дороже. По-моему убеждению, можно было бы избежать строительства многоуровневых парковок путем размещения парковочных мест с заглублением на метр или менее в уровне первого этажа. Однако, это труднореализуемо в изделиях крупнопанельного домостроения, которые преимущественно и будут использоваться в новых микрорайонах. Но, надеюсь, что именно такие решения будут поддержаны.
Подрядчиками выступают организации, которые имеют разные взгляды на территорию застройки новых микрорайонов Солигорска. А эти взгляды, считаю, нужно привести к единой сформированной, гармоничной концепции пространства.
