Александр Колесников.
Фото автора.
Республиканское Общественное объединение «Белорусский союз транспортников» (БСТ) совместно с ОО «Минское велосипедное общество» в ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» провели образовательный семинар на тему «Городское велодвижение в Солигорске». Наш город не случайно стал местом проведения семинара. На протяжении нескольких лет городами Беларуси, в т.ч. и Солигорском, поддерживается общеевропейская инициатива по популяризации устойчивых видов транспорта - Европейская неделя мобильности. «БСТ» оказывает городам-участникам методологическую поддержку в организации различного рода мероприятий и составлении планов.
В ходе семинара состоялась презентация «Подходы к развитию велодвижения в городе», о которых рассказал координатор проекта «Городское велодвижение в Беларуси», председатель правления ОО «Минское велосипедное общество» Павел Горбунов.
Павел Горбунов назвал основные проблемы развития городского велосипедного движения: отсутствия понимания у городских властей, ГАИ; отсутствие городского плана действий; отсутствие средств на преобразование улиц, строительство велогаражей и пр.; отсутствие опыта у проектировщиков; отсутствие взаимодействия внутри города общественности и организаций.
Однако, действия велоактивистов в разных городах уже достаточно осязаемы. Брест один из немногих городов, который не просто создал черновик велоконцепции, но и составил план мобильности по принципу Симбиосити. В Минске и Гродно уже предусмотрены отдельные велоконцепции. В столице создан совет по развитию велодвижения, а также соответствующий стратегический план до 2020 года. Полоцк, Новополоцк также располагают планом мобильности, Орша – планом действий, Лида – схемой веломаршрутов, выбрана улица для строительства велодорожки. Гомельским и Брестскими облисполкомами разработан соответствующий план мероприятий.
Какие возможности сегодня дает проект «Городское велодвижение Беларуси» для Солигорска? Это экспертная помощь в составлении долгосрочного плана, в составлении годовых планов; экспертное удаленное консультирование; создание схемы веломаршрутов; финансирование проведения Европейской недели мобильности (16 – 22 сентября каждого года); грантовая поддержка мини-проектов на сумму от 5 до 15 тысяч евро; участие в инфокампаниях – «деловой велосипед», велопарад, раздача ПДД и др. Но для этого необходимы условия: участие в рамках проекта в 2-3 рабочих встречах в райисполкоме, а также создание постоянно действующей рабочей группы при исполкоме, создание годового плана действий райисполкома на 2019 год. Солигорск, пока лишь в начале этого пути, в намерениях.
Цифра номера
1% - столько поездок от всех общегородских в Минске осуществляется на велосипеде. 16 млн. долларов в год – такова там подсчитанная выгода от использования велосипеда.
На семинаре обсудили следующие вопросы: кто в городе должен отвечать за велосипедное движение; организационные (рабочая группа или рабочий совет, городской годичный план действий, нужна ли городская велосипедная стратегия (программа) и городская концепция); виды мероприятий (инфраструктурные и продвиженческие); составление схемы велосипедных маршрутов, её увязка с ОДД и генпланом города; вовлечение городских активистов; набор типовых действий и типичные ошибки по развитию велодвижения; источники финансирования.
- Мы достаточно давно начали работать в направлении развития велосипедного движения в Солигорске, - говорит Денис Кобрусев, председатель Международного общественного объединения экологов. – Анализировали, как передвигаются граждане, делали схему и ее представили в «БелНИИПГрадостроительства», которое разрабатывало последнюю корректировку генерального плана Солигорска. Все, что мы предложили, было предусмотрено генеральным планом. Сейчас настал этап, в ходе которого нужно делать следующий шаг – разговор с районными властями о том, как сделать так, чтобы велодорожки появились согласно нашим предложениям и генплану, чтобы они появлялись при реконструкции улиц и новом строительстве, либо, чтобы существующие велодорожки становились удобными для велосипедистов. Мы надеемся, что районные власти через участие в этом семинаре главного специалиста архитектуры и строительства отдела архитектуры и строительства Солигорского райисполкома услышат нас, чтобы в дальнейшем в Солигорске появилась концепция развития велосипедного движения и были сделаны конкретные шаги для улучшения ситуации.
Денис Кобрусев пояснил, что с момента последнего визита в Солигорск активистов «Минского велосипедного общества», экологов, сделано немало. Во-первых, составлена карта потребностей для развития велодвижения в городе, она была донесена не только до районных властей, но и проектировщиков, и они были утверждены в определенных документах. Во-вторых, в генеральном плане Солигорска появилась четкая установка о максимальном развитии велосипедного движения и создании велодорожек там, где это представляется возможным. Т.е. сейчас, на ближайшую перспективу действия генплана совместными усилиями мы должны улучшать ситуацию.
Собеседник подчеркнул: «Понижение бордюров в городе не должно быть финансово затратным делом. Это показывает практика столицы. Понижение бордюров происходит двумя способами: сразу при строительстве либо делать временные асфальтовые спуски. Вторая мера, может, не совсем эстетична, но позволяет ездить людям более комфортно и безопасно, соответственно – чаще пользоваться велосипедом, а значит – формировать запрос на этот вид транспорта. Если говорить о затратной части, следует понимать – есть план реконструкции дорог. Когда выполнялась реконструкция улиц Набережная и Строителей, это было не затратно уложить тротуар в ноль. Если так делать в будущем, то постепенно, учитывая, что Солигорск компактный город, то все центральные улицы могут иметь бордюр в ноль. К этому может быть причастен каждый горожанин. В Солигорске заработал портал 115.бел и по минскому опыту, чем больше было заявок горожан, тем активнее будет процесс занижения бордюров, тем раньше городские службы начинают исправлять бордюры, не удобные для велосипедистов. Результат все равно имеется – рассматривают эту заявку неделю или полгода. Таким образом формируется культура горожан и отношение служб заказчика, подрядных и эксплуатационных организаций к такой городской инфраструктуре».
Следующий уровень – встреча с заместителем председателя Солигорского райисполкома по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству и предметный диалог о том, чтобы Солигорск проявил интерес к созданию концепции велосипедного движения. Теперь на законодательном уровне закреплена обязанность иметь такую концепцию городу, в котором проживает более 50 тысяч населения.
«Солигорск – перспективный город для развития велосипедного движения, - продолжил Денис Кобрусев. – Многие используют велосипед не только в качестве прогулочного транспорта, но и как основной вид передвижения по городу. Есть люди, которые добираются на работу на рудники. И это тоже следует учитывать. Поэтому у Солигорска есть большой потенциал, даже если не принимать в расчет велодорожки, как элемент релаксационной инфраструктуры, которая непременно должна появиться на территории той же набережной, в лесопарковом массиве».
Общественникам помогают продвигать озвученные идеи сплоченные активисты велосипедного сообщества, которые аккумулируются вокруг сети «Зялены ровар». Большинство исследований, помогающих общественным активистам и экологам понять, где и почему следует проложить велодорожки, - это плоды их трудов, они были составлены на их опыте, как активных пользователей этого вида транспорта, который все больше и больше набирает популярность. Если кто-то готов проявить инициативу, солигорчанам лучше всего обращаться к местному активисту Максиму Реуту.
Целевая аудитория таких семинаров - представители местной исполнительной власти (специалисты отдела архитектуры и строительства, отдела спорта и туризма, ГАИ и др.), организаций, занимающихся обслуживанием улиц, выступающих от города заказчиком работ по ремонту, строительству улиц, а также представители общественности, вовлечённые в развитие велодвижения. К сожалению, пока в Солигорске интерес к семинару проявили лишь отдел архитектуры и строительства, отдел образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома, без участия представителей исполкома уровня заместителя председателя.
Такие семинары и более узкие рабочие встречи проводились для городов Бреста, Гродно и Могилёва, Орши, Жодино. Польза от встречи очевидна - Солигорск может воспользоваться возможностью заказать проведение бесплатного образовательного семинара для местной исполнительной власти и представителей общественности.
Семинар проводился в рамках кампании deVELOpment при содействии Посольства США в Республике Беларусь, а также в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке Европейского Союза. Это составная часть проекта «Поддержка инициативы «Соглашение мэров» в Беларуси» и проекта «Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности Республики Беларусь».