В этом году на День строителя и 55-летие со дня основания стройтреста № 3 выпало завершение впечатляющих промышленных строек государственного масштаба.
В сентябре завод должен выйти на 50 % проектной мощности. При выходе на полную проектную мощность новый завод будет выпускать 6000 тонн цемента – «хлеба» стройиндустрии. В качестве основного вида топлива при производстве продукции будет использоваться каменный уголь, что позволит сократить общие удельные затраты на топливные ресурсы на 34,5%, а значит - снизить себестоимость. Экономический эффект от перехода на угольное топливо позволит повысить добавленную стоимость готовой продукции. Всё это открывает цементу под кричевской маркой ещё более благоприятные возможности выпуска продукции на экспорт, вывода её на более объёмные продажи.
Как сообщили в ОАО «Кричевцементношифер», при строительстве завода освоено 4,9 трлн. бел. руб., из них только на строительно-монтажные работы израсходовано более 1,7 трлн. бел. руб. А это не только сооружения, но и подъездные и железнодорожные пути, карьер, способный многие годы обеспечивать производство сырьем.
В настоящее время линия работает в режиме пусконаладки, параллельно выпуская товарную продукцию. За май-июнь выпущено первые 2 тыс. т цемента, конкурентоспособного на внешнем рынке. Сегодня строители с чувством выполненного долга и профессиональной гордости рассказывают о трудностях, которые пришлось преодолеть.
- Фактически данный объект не являлся типовым и требовал проведения тщательной организационно-технической подготовки, - сообщил заместитель главного инженера по технологии строительства и инженерной подготовке Владимир Жишкевич. - Предприятие сооружалось в сложнейших гидрогеологических условиях. К примеру, высокий уровень грунтовых вод требовал организации водопонижения по всей стройплощадке (по отдельным объектам – до 20 м). Сложные сплошные монолитные (конусные, криволинейные, круглые конструкции, емкостные силосные сооружения, высокие монолитные колонны), ранее не возводимые на территории Беларуси, требовали изготовления индивидуальной оснастки и разработки особых методов организации труда строителей (только бетона и железобетона уложено рекордное количество - 230 тысяч кубометров). Характерным для объекта было сложное армирование (объектов-аналогов с подобным армированием на территории Беларсуи не существует) с большой плотностью арматуры всех железобетонных конструкций, требующее высокой квалификации рабочих. Сжатые сроки обуславливали одновременную установку большого количества грузоподъёмных механизмов, а это - особые расчёты и организация производства на стройплощадке. Большому количеству одновременно возводимых объектов нужна была специальная инфраструктура – много временных дорог с прочным покрытием, сети электроснабжения 10 кВт, сети водоснабжения, обеспечивающие потребности всей стройки, спецмероприятия по охране труда и др. Возведение же объектов крайне осложнялось отсутствием необходимой документации и параллельным проектированием. Многое из этого специалисты стройтреста № 3 выполняли впервые. И все это, находясь за 340 километров от Солигорска, где расположена основная производственная база предприятия.
Кстати, именно в таких условиях наши строители смогли показать пример профессионализма и мастерства, так как на стройке было организовано соревнование на лучшие показатели в труде. За современную историю стройтреста № 3 это было самое долгоиграющее трудовое соперничество – 3,5 года. Победители в разных номинациях каждого месяца получали хорошие премиальные. Стройка в Кричеве, без сомнения, послужила для многих строителей школой ценнейшего опыта в сложном монолитном бетонировании, в армировании, в бетонировании с применением скользящей опалубки, в специализированных и отделочных работах. И опыт это будет востребован. Непременно.
Ещё один не менее знаковый промышленный объект 2013 года – блок цеха № 3 по производству и выпуску большегрузных карьерных самосвалов «БелАЗ» в Жодино, где будут собирать технику грузоподъёмностью от 90 до 450 тонн. Как сообщил нашему изданию гл. инженер СУ-122 Александр Воробей, на днях у генерального директора ОАО «БелАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Петра Пархомчика состоялось совещание с участием специалистов стройтреста № 3, на котором были рассмотрены вопросы подготовки объекта к эксплуатации. В частности, планируется, что до середины августа будет подписан акт строительной готовности объекта. Для этого руководством завода уже создана приёмочная комиссия. Последние чистовые работы завершают наши строители из СУ-122, СУ-137, ЭМУ, СМУ и УМС-108.
Из нового цеха выйдет первая в мире техника такой большой грузоподъёмности. Дом для исполинской машины занимает площадь 20 тыс. кв. метров. В нём под одной крышей соседствуют оборудование и всё необходимое для результативной работы заводчан. Это 100-тонные мостовые краны (до этого самыми мощными на заводе были 50-тонные), громадные ворота, сверхпрочный промышленный пол, 1 кв. м которого рассчитанные на нагрузку 15 тонн, уникальная окрасочно-сушильная камера для 450-тонного «БелАЗ», фундаменты и подпорная стенка полигона, соседствующего с цехом, на котором будут испытывать машину в деле.